18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Валерий Леденев

Художественный критик, сотрудник научного отдела Музея современного искусства "Гараж".Живу в Москве.
Постмодернизм в планетарном масштабе: что это было и к чему привело
Британец Стюарт Джеффрис в книге «Всё, всегда, везде. Как мы стали постмодернистами» описывает, анализирует, характеризует и обличает культуру конца ХХ века с нескрываемым упоением, иногда переходящим в субъективизм
17.11.2023
Постмодернизм в планетарном масштабе: что это было и к чему привело
Зримое искусство и незримая энергия питают друг друга
Сборник статей Екатерины Андреевой охватил столетие петербургской художественной жизни. Автор излагает историю не академическую, а во многом субъективную, нередко окрашенную собственными впечатлениями и эмоциями
06.10.2023
Зримое искусство и незримая энергия питают друг друга
Знаменитые коллекции искусства оценены и похвалены — вместе с их владельцами
Жизнеописания собирателей — в данном случае только французских и американских — преподнесены бывшим британским аукционистом Джеймсом Стоуртоном. Автор говорит, что его занимала не столько коллекционерская иерархия, сколько яркость отдельных фигур
08.09.2023
Знаменитые коллекции искусства оценены и похвалены — вместе с их владельцами
Перемонтировать реальность в соответствии с убеждениями
Рецепты схожие, а мотивации разные: Дон Адес исследовала особенности эстетики фотомонтажа, громко заявившего о себе в ХХ веке. История жанра ею не только описана, но и сопровождена концептуальными выводами
26.05.2023
Перемонтировать реальность в соответствии с убеждениями
Зритель погружается в произведение, а произведение — в зрителя
Инсталляции должны быть не только увидены, но и «прожиты», полагает теоретик искусства Клэр Бишоп. В ее монографии на эту тему сделана попытка не просто классифицировать явление, но и дать ему ряд философских объяснений
07.04.2023
Зритель погружается в произведение, а произведение — в зрителя
Разговоры с героями прежних лет: о времени, о себе — и вообще о многом
Интервью художников-шестидесятников, вошедшие в книгу Вадима Алексеева, пространны и обстоятельны, и в этом одновременно их плюс и минус. Неструктурированная живая речь способна как завораживать, так и отвлекать от действительно важного
10.03.2023
Разговоры с героями прежних лет: о времени, о себе — и вообще о многом
О чем говорят манифесты и что они подразумевают
Ровно 100 деклараций и заявлений художников ХХ века — теперь по-русски. Сборник, подготовленный Алексом Данчевым, поможет не только понять, но и почувствовать, что именно стояло за всевозможными новшествами, эскападами, разрывами и союзами
02.12.2022
О чем говорят манифесты и что они подразумевают
Авангард в России: что из чего произошло и кто на кого повлиял
Сборник статей Ирины Вакар подает в новом свете истории персонажей и «измов», о которых, казалось бы, известно все
02.09.2022
Авангард в России: что из чего произошло и кто на кого повлиял
Призрак «нездешнего» все еще бродит по планете
Книга одного из титанов американской арт-критики Хэла Фостера рассматривает сюрреализм в контексте психоанализа, но не впадает в существующие клише. «Компульсивная красота» пробует вернуть этому художественному направлению значимость
26.08.2022
Призрак «нездешнего» все еще бродит по планете
Родство бунтарских душ, возникшее на почве эмансипации
Пятеро студенток творческого колледжа в предвкушении славы — чем не завязка для романа воспитания? Однако это быль, которую американка Мэгги Доэрти излагает в документальной книге «Равноправные»
25.02.2022
Родство бунтарских душ, возникшее на почве эмансипации
Удвоение прошлого в воспоминаниях художника Михаила Чернышова о московских 1960-х
Спустя три с лишним десятилетия переизданы мемуары одного из первопроходцев геометрической абстракции и поп-арта в послевоенном СССР. О первых шагах на поприще неофициального искусства Чернышов поведал, находясь уже в эмиграции за океаном
21.01.2022
Удвоение прошлого в воспоминаниях художника Михаила Чернышова о московских 1960-х
Амалия Ульман: «Сначала я была блондинкой в розовом, а потом вдруг — офисной работницей, которая обожает все красное»
Художница, знаменитая своими перформансами-мистификациями в Сети, рассказала, как кино связано с другими визуальными практиками в искусстве, в чем проблемы современного феминистского искусства в Америке и почему практикующие художники не должны обучать искусству
18.08.2021
Амалия Ульман: «Сначала я была блондинкой в розовом, а потом вдруг — офисной работницей, которая обожает все красное»
Из архивов пристрастного очевидца
«Эссе о советском андеграунде» Валерия Вальрана — сборник статей, написанных в формате «о времени и о себе» свидетелем и участником многих значимых событий недавней эпохи
18.06.2021
Из архивов пристрастного очевидца
Вторичные признаки эпохи перемен
Монография Олеси Авраменко посвящена вопросам гендера — как они воспринимались художниками вне советской обоймы
23.04.2021
Вторичные признаки эпохи перемен
Да-да свободе, нет-нет войне!
Героями этой книги стали незаслуженно забытые участники нью-йоркского дада — баронесса Эльза фон Фрейтаг-Лорингхофен и Артюр Краван
21.08.2020
Да-да свободе, нет-нет войне!
Автопортрет Ман Рэя в перспективе и в ракурсе
Повествуя о себе, знаменитый сюрреалист не только подробно описывает свои работы, но и в мельчайших деталях дает увлекательную панораму эпохи
20.03.2020
Автопортрет Ман Рэя в перспективе и в ракурсе
Левиафан проходит сквозь железный занавес
Вторая часть дневников художника Михаила Гробмана охватывает иерусалимский период его жизни — 1970-е годы. Чтобы оценить эти тексты, нужна некоторая настройка читательской оптики
17.01.2020
Левиафан проходит сквозь железный занавес
Посвященный Юрию Злотникову сборник посылает сигналы из прошлого
В сборник «Искусство как форма существования» включены интервью и собственные тексты классика неофициального советского искусства
29.11.2019
Посвященный Юрию Злотникову сборник посылает сигналы из прошлого
Видит око, да ум неймет
Труд «Фотография и внелогическая форма» петербургского искусствоведа Екатерины Васильевой критикует «разум и логику» фотографии, но во многом игнорирует современное состояние этого медиа
18.10.2019
Видит око, да ум неймет
Автопортрет Надара в воздушной перспективе
«Когда я был фо­тографом» — это воспоминания Надара, одного из главных фотографов XIX века, карикатуриста, писателя-романиста и воздухоплавателя
22.02.2019
Автопортрет Надара в воздушной перспективе
Яра Бубнова: «Позиции критики сегодня оспаривают соцсети»
Новый директор Национальной художественной галереи Болгарии рассказала нам о том, какие сложности сегодня испытывает независимый куратор и как со всем этим быть художественному критику
23.01.2019
Яра Бубнова: «Позиции критики сегодня оспаривают соцсети»
Ад — это другие
Фундаментальная монография Клэр Бишоп дает всесторонний анализ партиципаторного искусства
30.11.2018
Ад — это другие
Сюрреализм без берегов
Сборник текстов, ранее существовавших как разрозненные листовки и статьи, был подготовлен Ги Жираром специально для «Гилеи», впервые увидел свет на русском языке и за рубежом не выходил
14.09.2018
Сюрреализм без берегов
Записи на персональной стене, оставленные отшельником из сторожки
В книге собраны мемуары и дневниковые заметки художника Никиты Алексеева, которые он несколько лет публикует в Facebook
13.07.2018
Записи на персональной стене, оставленные отшельником из сторожки
Не взлететь, так поплавать
В новый сборник философа и критика Виктора Агамова-Тупицына вошли публикации разных лет: эссе, рецензии на выставки и интервью с художниками
15.06.2018
Не взлететь, так поплавать
Портреты для чтения
Джон Берджер написал «Портреты» на стыке стилей и жанров: текст о Тициане стилизован под переписку с дочерью, а фрагмент эссе про Гойю стал пьесой с участием живописца
04.05.2018
Портреты для чтения
Миф о «левом» искусстве
Очередной сборник, подготовленный автором публикаций об эпохе 1970-х и 1980-х, обращается ко времени зарождения нонконформизма в СССР, но лишь способствует его дальнейшей мифологизации
13.04.2018
Миф о «левом» искусстве
Франческо Манакорда — о новой стратегии фонда V–A–C
С сентября Франческо Манакорда станет художественным директором фонда V–A–C — одной из крупнейших частных институций современного искусства в России. Бывший директор музея Тейт в Ливерпуле, куратор и критик рассказал, как он видит свою задачу
05.06.2017
Франческо Манакорда — о новой стратегии фонда V–A–C
Искусство не об искусстве
Все статьи Малевича из «Анархии»
20.01.2017
Искусство не об искусстве
Авангард, плывущий по течению
Книга сербской исследовательницы содержит интересные наблюдения, но не обещает новых открытий
25.11.2016
Авангард, плывущий по течению
Механика инсайдера
Фотографический архив Георгия Кизевальтера, много лет снимавшего деятелей неофициального искусства, положен в основу альбома «Инсайдер»
06.10.2016
Механика инсайдера
Радикальная речь
Вышел первый сборник интервью с российскими художниками конца ХХ века: на наших глазах провокационные акции Анатолия Осмоловского и Александра Бренера, Олега Мавромати и Дмитрия Пименова становятся историей
28.09.2016
Радикальная речь
Разноголосица точек зрения
По версии жюри премии «Инновация», сборник «Проекции авангарда», составленный Ольгой Шишко, стал главной книгой года
19.08.2016
Разноголосица точек зрения
О наболевшем. Луиз Буржуа: женственность, страдание, терпение
«Гараж» обещает показать на своей ретроспективе более 80 работ скульптора
23.09.2015
О наболевшем. Луиз Буржуа: женственность, страдание, терпение
Оптика руин
Эссе «На руинах музея» Дагласа Кримпа посвящено постмодерну, разрушившему традиционную парадигму существования арт-музеев
17.08.2015
Оптика руин
Авангард как прием
Работы критиков-марксистов переводятся в России регулярно, но воспринимаются чаще со скепсисом, отпугивая риторикой и «стилистическими разногласиями», вызывающими аллергию
19.06.2015
Авангард как прием
Нома как норма
Первый сборник текстов Иосифа Бакштейна выстроен как «дневник критического путешественника»
23.04.2015
Нома как норма
Наброски к биографии Оскара Рабина
«Новое литературное обозрение» выпустило биографию классика второго русского авангарда, собранную Алеком Эпштейном по многочисленным документальным свидетельствам и следам своих разговоров с Рабиным. В этом заключена как сила, так и слабость книги
21.04.2015
Наброски к биографии Оскара Рабина
Нелинейная анатомия арт-рынка
«Завтрак у Sotheby’s
18.03.2015
Нелинейная анатомия арт-рынка
Не раскрывая карт
Галерея «Наши художники» издала мемуары Аристарха Лентулова
19.02.2015
Не раскрывая карт
Краткая история зрения, или «Режим истины»
Из главных трудов, посвященных фотографии, российскому читателю доступны Camera lucida Ролана Барта, статьи Вальтера Беньямина с их марксистской оптикой, горизонт которой ограничен 1930-ми годами, и эссе Сьюзен Сонтаг, часто цитируемые, но целостной теории не представляющие
17.02.2015
Краткая история зрения, или «Режим истины»
Видеть искусство по-настоящему
Сборник эссе о ключевых явлениях культуры ХХ века
12.01.2015
Видеть искусство по-настоящему
Китайская живопись: «Великий квадрат не имеет углов»
Увязать элементы китайской живописи с историческими мифологемами Китая или описать картину как отображение «внутренней сущности» вещей — эти два подхода популярны у западных и восточных исследователей искусства Поднебесной
12.01.2015
Китайская живопись: «Великий квадрат не имеет углов»
«Монрология»: легенды и мифы
Книга о Владиславе Мамышеве-Монро укрепляет созданный самим художником образ эпатажного и ироничного клоуна
19.11.2014
«Монрология»: легенды и мифы
Пропавший в СССР
Французская полиция получила зацепку в громком деле об исчезновении в 1989 году известного коллекционера
10.11.2014
Пропавший в СССР
Галерист Марат Гельман предложил альтернативную концепцию основ культурной политики
Остается несколько вопросов: на кого это рассчитано, и учтет ли этот документ правительство
08.07.2014
Галерист Марат Гельман предложил альтернативную концепцию основ культурной политики
Кому будут давать гранты Министерства культуры, предназначенные на современное искусство?
В формальной процедуре получения средств фактически ничего не изменилось, но эксперты назначены новые
04.06.2014
Кому будут давать гранты Министерства культуры, предназначенные на современное искусство?
Базель без русских — демонстративный жест или обычное дело?
Крупнейшая ярмарка современного искусства Art Basel пройдет в Швейцарии с 13 по 16 июня
10.06.2013
Базель без русских — демонстративный жест или обычное дело?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+