Записи на персональной стене, оставленные отшельником из сторожки

№65, июль-август 2018
№65
Материал из газеты

В книге собраны мемуары и дневниковые заметки художника Никиты Алексеева, которые он несколько лет публикует в Facebook

Алексеев Н. В поисках Дерева-Метлы: Короткие мысли отшельника из Соломенной сторожки. М.: Издательство Грюндриссе, 2018. 376 с.
Алексеев Н. В поисках Дерева-Метлы: Короткие мысли отшельника из Соломенной сторожки. М.: Издательство Грюндриссе, 2018. 376 с.

В определении «художник, пишущий тексты» применительно к Никите Алексееву вместо запятой следует поставить знак равенства. Представитель московской концептуальной школы, активно работающий по сей день, до недавнего времени он был известен еще и как обозреватель и колумнист множества изданий. К тому же Алексеев едва ли не единственный на московской сцене, кто сегодня пишет мемуары. В 2008 году вышли «Ряды памяти» — почти классический образец жанра. Впоследствии его писательская активность сосредоточилась в Facebook, где он несколько лет публикует мемуарно-дневниковые заметки. Собранные и отредактированные Надеждой Гутовой, они и объединены под обложкой новой книги.

«Ряды памяти» были выстроены хронологически, биографию автора охватывали с рождения и до начала 2000-х и, помимо фактографии, представляющей исторический интерес, содержали множество лирических отступлений и весьма точных наблюдений касательно ситуации, актуальной на момент повествования. «В поисках Дерева-Метлы» объединила публикации в Facebook в 2017 году, и местами текст книги почти синхронен ленте информагентств. Закон о реновации, международные санкции, заявления первых лиц страны — эти события могли висеть «на стене» тысяч пользователей соцсети, но, собранные в книгу, эффект производят странный. О положении дел в мире узнавать из Facebook — это давно привычно, но ленту Facebook узнавать в тексте мемуаров — инверсия, не лишенная доли абсурда. Или духа времени.

Никита Алексеев на крыше дома с «греческим флагом» в руках. Салоники, 2017 г. Фото: Игорь Воронков
Никита Алексеев на крыше дома с «греческим флагом» в руках. Салоники, 2017 г.
Фото: Игорь Воронков

Бытописание чередуется здесь с картинами из прошлого, внезапными, как флешбэки. Отвлеченные размышления — с травелогами. Путешествия занимают большую часть книги. Зиму художник проводит в Салониках, весну и лето — в Японии, где готовит проект. Японский сюжет в книге сквозной, хотя и остается, скорее, на уровне литературной отделки. Автор обильно цитирует японскую классику — даже в заглавие вынесено «дерево-метла» из «Повести о Гэндзи». А в предисловии автор переименовывает себя в «отшельника из Соломенной сторожки» (ставшего подзаголовком книги) подобно тому, как в конце 1980-х переименовал себя в Алексея Никитина.

«Мысли отшельника» можно читать в любой последовательности и с любой страницы. Их стиль — отстраненно-ироничный. Автор щеголяет эрудицией, радуется одним мелочам жизни, не жалея сарказма для других, совмещает несовместимые вещи, всерьез сравнивая походную палатку и готический собор, а происходящее в целом комментирует в духе описанной Виктором Агамовым-Тупицыным «абсурдности экзистенции как таковой».

Но наиболее целостным сюжетом книги остается документация Никитой Алексеевым процесса собственной работы как художника. Нередки здесь тезисные описания графических серий, «справки» о рисунках, созданных в день публикации записи в Facebook, рассказы о поездках за материалами по Москве. Это роднит издание с концептуальными проектами вроде числовых рядов Романа Опалки или «датированных картин» Он Кавары, которыми художники отмечали каждый прожитый день. Хотя от звания концептуалиста Алексеев методично открещивается («если я концептуалист, то Никас Сафронов тем более»). Как подчас и от принадлежности к современному искусству в целом. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+