Радикальная речь

№46, сентябрь 2016
№46
Материал из газеты

Вышел первый сборник интервью с российскими художниками конца ХХ века: на наших глазах провокационные акции Анатолия Осмоловского и Александра Бренера, Олега Мавромати и Дмитрия Пименова становятся историей

Баскова С.Девяностые от первого лица. Т. 1. М.: А&Д Студия/База, 2015. 344 с.
Баскова С.Девяностые от первого лица. Т. 1. М.: А&Д Студия/База, 2015. 344 с.

Хотя искусство 1990-х, в лучших своих явлениях, вроде «Бренера на Лобном месте» или «Осмоловского на плече памятника Маяковскому» давно обросло мифами, история этого периода не систематизирована и пробелов существует масса. Частично восполнить их призван проект Девяностые от первого лица — серия интервью с ключевыми фигурами эпохи, инициированная Светланой Басковой.Герои первого тома - художники Анатолий Осмоловский (1969), Александр Бренер (1957), Олег Мавромати (1965) и Дмитрий Пименов (1970), а также первопроходец авангардного книгоиздания 1990-х Сергей Кудрявцев. Их рассказы записаны монологами, без редакции и правок.

Речь Осмоловского наиболее последователена и хронологически структурирована. События датированы, сюжеты подробно описаны. Все продумано и просчитано, путь художника здесь — планомерно реализуемая программа. От первых поэтических перформансов к радикальным уличным акциям, затем к нонспектакулярному искусству и, наконец, к сегодняшним формалистическим экспериментам. Эволюцию своих взглядов художник обосновывает и комментирует, подводит итоги, много теоретизирует. Осмоловский предстает не только прародителем, но и архивариусом акционизма 1990-х.

Мавромати, напротив, вечный маргинал, из-за уголовного преследования обреченный жить на обочине, несмотря на толику признания, выпавшую на его долю. Даже «Секта абсолютной любви» (созданная им вместе с Императором Вавой, Фаридом Богдаловым, Дмитрием Пименовым и другими), снискавшая ему наибольшую славу, возникла как «сборище маргиналов, злых на весь мир, собравшихся как уличная банда», с желанием «признания всеми остальными того, что ты не идиот».

В отличие от Мавроматти, позиция Бренера и Пименова весьма воинственная. Они радикальные анархисты, мечтающие вторгнуться вглубь системы, чтобы взорвать ее изнутри. Пименов — идущий вразнос прожигатель жизни, Бренер — трикстер, непрестанно атакующий арт-сообщество, которое искренне ненавидит, как и все «системное». Он прекрасно артикулирует собственные взгляды, цитирует модных философов типа Агамбена и Ванейгема, комментирует ситуацию на Западе, в которой неплохо разбирается, но живет желанием не присоединяться, не терять интенсивности, «не оставлять следов».

Сегодня художники дают друг другу противоречивые оценки. Да и вряд ли готовы подписаться под всеми прежними заявлениями, хотя подчас и начинают рассуждать в духе леворадикального журнала «Радек». Тем более что продуктивное сотрудничество во время работы над ним вспоминают все, то прославляя «тотальную несостоятельность, долженствующую обернуться истинной революцией» (Бренер), то цитируя пименовский манифест Терроризм и текст. Факты, излагаемые ими, еще предстоит сопоставить и проверить. Что возможно не всегда. Легендарный фильм Мавромати Не ищите эту передачу в программе (1995) на сегодняшний момент утерян и доступен лишь в авторском пересказе, приведенном в книге во всех сочных подробностях.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+