18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Краткая история зрения, или «Режим истины»

Из главных трудов, посвященных фотографии, российскому читателю доступны Camera lucida Ролана Барта, статьи Вальтера Беньямина с их марксистской оптикой, горизонт которой ограничен 1930-ми годами, и эссе Сьюзен Сонтаг, часто цитируемые, но целостной теории не представляющие. Книга профессора университета «Париж-8» Андре Руйе — следующий шаг на этом пути. Не только потому, что работа написана в 2005 году и, следовательно, представляет более современный взгляд на состояние жанра, но и потому, что достижения предшественников подвергаются в ней внимательной критической ревизии.

С самого начала, в противоположность, например, тому же Барту, с которым он активно полемизирует, Руйе отказывается от попыток определить сущность и природу фотографии. Она для него — процесс, находящийся в непрерывном развитии и выходящий за пределы любых дефиниций. Суть фотографии Руйе описывает понятием «режима истины», взятым у Мишеля Фуко. Философ понимал под ним типы суждений, полагаемые истинными, а также совокупность механизмов отличия истинного от ложного. Режимы и способы продуцирования истины у каждой эпохи свои — это верно и для фотографии. Безграничное доверие первым световым изображениям подпитывалось, с одной стороны, технологичностью их производства, исключавшего элемент случайности, свойственный человеческой руке. С другой стороны, ранние снимки легитимировали близость к живописи, буквальное соблюдение законов перспективы. Фотографам послевоенным, напротив, были чужды амбиции «копирования» реальности. В условиях популярности фотографии (и растущего интереса власти к информации) снимок не запечатлевает предмет, но создает еще одно изображение, «подшиваемое» к предсуществующему множеству. «Фиксация» уступает место «режиссуре», что реабилитирует субъективность автора, дискредитированную до этой поры.

Это лишь одна из линий, прочерчиваемых Руйе. Книга разбита на три блока: фотография-документ, фотография как искусство и фотографии художников (как один из доступных медиумов в наличии). История фотографии рассматривается в контексте социологии, политической истории и истории повседневности. В духе Фуко каждая мысль усилена примерами и цитатами, отдельным персонажам (Франк, Дюшан, Бэкон) посвящены целые эссе.

Несмотря на обстоятельность автора, его книгу вряд ли можно считать всеохватной или обзорной. Руйе — француз, и фотографию он рассматривает в русле современной французской философии, помимо «археологии знания» Фуко привлекая «шизоанализ» Жиля Делеза или теорию социального поля Пьера Бурдье. Он не стремится представить полную картину теории фотографии, но, по сути, формулирует собственную концепцию, согласно которой фотография не запечатление, но производство реальности, которое невозможно без трансформации видимого мира. Фотография в понимании Руйе — это модус видения, который проникает во все виды искусства (импрессионизм, реди-мейд) и области практики (медицина, криминология), изменяет их и сам никогда не остается константным.

Руйе А. Фотография: Между документом и современным искусством / Пер. с франц. М. Михайловой. СПб.: Клаудберри

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+