18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Опечатано: московские художники теряют мастерские

Мастерская московского живописца Александра Бродского, ныне опечатанная.  Фото: Александр Бродский
Мастерская московского живописца Александра Бродского, ныне опечатанная.
Фото: Александр Бродский
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества

Столичные художники один за другим, приходя в мастерскую, обнаруживают замок на двери и крепких молодых людей, представляющихся сотрудниками ЧОП. Под «охраной» оказывается не только само помещение, но и личные вещи, произведения, рабочие инструменты, книги и даже домашние животные, которые там находились. Нередко все имущество художника увозят в неизвестном направлении, оставляя его в недо­умении: что делать дальше?

Проблема мастерских застарелая. Более 3 тыс. помещений, где работают представители творческих профессий, в основном наследие советского времени. После распада СССР их статус был неопределенным, пока 11 апреля 2000 года мэр Москвы Юрий Лужков не подписал постановление № 262 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 12.11.93 г. № 1904 „О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации“». В приложении к нему прописали, что «индивидуальные творческие студии являются специально оборудованными и обустроенными нежилыми помещениями, находящимися на момент принятия настоящего Положения в собственности города, для творческой работы художников, архитекторов, дизайнеров по созданию произведений искусства».

Столичные художники один за другим, приходя в мастерскую, обнаруживают замок на двери.  Фото: Александр Бродский
Столичные художники один за другим, приходя в мастерскую, обнаруживают замок на двери.
Фото: Александр Бродский

Далее обозначалось, что «художники, архитекторы, дизайнеры пользуются индивидуальными творческими студиями на основании договоров, заключаемых ими с соответствующими творческими союзами», могут «осуществлять все виды деятельности, связанной с созданием и использованием художественных произведений», «хранить в помещении студии оборудование, инвентарь, инструменты и материалы, необходимые для творческой работы, художественные произведения», «создавать нормальные бытовые условия для работы, отдыха, питания и находиться в индивидуальной творческой студии в любое время суток». При этом они обязаны соблюдать правила противопожарной безопасности, санитарные нормы, содержать помещение в надлежащем состоянии, использовать по целевому назначению, нести все расходы, связанные с его эксплуатацией. Мастерские передавались городом творческим союзам в безвозмездное пользование.

В 2014 году постановление было «отменено по исполнении» с целью зафиксировать объем переданных творческим союзам площадей и прекратить оформление в пользование новых пустующих городских помещений, и вместе с отменой ППМ № 262 было отменено и приложение к нему, единственный существовавший когда-либо в отечественном правовом поле документ, описывающий понятие «творческая мастерская» и то, как ею можно пользоваться. С тех пор у художников начались проблемы, которые перерастают в десятки судебных тяжб между Департаментом городского имущества города Москвы (ДГИ) и творческими союзами. С января 2025 года вскрыты, например, мастерские Сергея Давыдова, Льва Зюкова, Ираиды Константиновой, Натальи Юдиной.

Под крылом Московского союза художников — около 3 тыс. студий, у Творческого союза художников России — 250. Был Международный художественный фонд, ныне признанный банкротом и ликвидированный, — он выступил посредником при заключении 13 договоров на пользование мастерскими. Сейчас большая часть этих студий опечатана.

Александр Бродский обнаружил свою мастерскую в Малом Златоустинском переулке опечатанной. Он занимал ее почти 30 лет. Фото: Александр Бродский
Александр Бродский обнаружил свою мастерскую в Малом Златоустинском переулке опечатанной. Он занимал ее почти 30 лет.
Фото: Александр Бродский

Примечательная история произошла с живописцем Александром Бродским (не путать с его тезкой — архитектором), который обнаружил свою мастерскую в Малом Златоустинском переулке опечатанной. Он занимал ее почти 30 лет, договор с городом у него оформлен через Международный художественный фонд. По закону в такой ситуации должно быть решение суда о том, что договор утратил силу. Бродский написал заявление о похищении его картин. В ответ получил бумагу из ДГИ за подписью начальника управления координации работ по объектам землеустройства и деятельности в округах Натальи Дмитриевой, в которой ему сообщают, что возврат движимого имущества возможен при предоставлении договора о купле-продаже, бухгалтерских документов, подтверждающих принятие к учету объектов нефинансовых активов или товарной накладной. Художник, лишившийся мастерской и находившихся там произведений, остался, мягко говоря, в недоумении.

Подобных случаев — десятки. В числе тех, кого выселяют, — Андрей Налич и Георгий Пузенков. Проблему нужно решать комплексно, но никто не торопится. Вопрос о творческих мастерских останется открытым, пока не будет утвержден новый документ, юридически регулирующий их статус. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+