18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Авангард в России: что из чего произошло и кто на кого повлиял

Александр Древин. «Беженка (Женщина в белом платке)». 1917. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Древин. «Беженка (Женщина в белом платке)». 1917. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Сборник статей Ирины Вакар подает в новом свете истории персонажей и «измов», о которых, казалось бы, известно все

В сборник текстов историка искусства, старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Ирины Вакар вошли статьи разных лет о российском и советском модернизме и авангарде. Некоторые уже печатались в каталогах и научных сборниках, зачитывались как доклады на конференциях, некоторые публикуются в доработанном виде или впервые.

Публикации искусствоведов уровня Вакар — события сами по себе, но в «Людях и измах» собраны тексты из источников, зачастую не достигающих широкой ауди­тории. Многие написаны по случаю выставок, прошедших в России относительно недавно («Некто 1917», «Импрессионизм в авангарде»), память о которых еще свежа, что добавляет книге актуальности. Статьи сгруппированы в смысловые блоки и дают как общую перспективу заявленной проблематики, так и крупный план с уходом в детали. Так, с одной стороны, импрессионизм у художников авангарда описывается как манифест новой живописи в целом, «декларация общих принципов нового искусства». С другой — Вакар останавливается на «возвратном импрессионизме» Михаила Ларионова и Казимира Малевича (у обоих пуантель из ранних вещей «возвратилась» в поздние) как индикаторе преобразования французской традиции в России.

Вакар И. Люди и измы. К истории авангарда. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 480 с.
Вакар И. Люди и измы. К истории авангарда. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 480 с.

В главах о символизме в фокусе внимания работа с живописным пространством у Михаила Нестерова, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова. Их «новая пространственность», по Вакар, оказалась предтечей «мироотношения» авангарда. В другой части книги, препарируя философский аспект беспредметничества авангарда, автор «берет под микроскоп» Малевича и Ивана Клюна, описывая как черты сходства, так и пути расхождения учителя и ученика.

Впрочем, Вакар не концептуализирует искусство на высоком теоретическом уровне, но тем не менее вводит целый ряд важных обобщений, позволяющих емко описать и собрать воедино сюжеты его истории. Такие, например, как «протеизм» — «сознательный, принципиальный полистилизм» русского авангарда, свойственный мало кому еще. Генезис протеизма Ирина Вакар отсчитывает, что неожиданно, от живописи Валентина Серова, останавливаясь на его многочисленных «отходах от основной линии», позволивших критикам увидеть в нем «не одного Серова… а братьев Серовых».

Представления о Валентине Серове как предшественнике протеизма сегодня кажутся парадоксальными. Но автору книги, похоже, не чуждо парадоксальное мышление. Описывая нелюбовь русских художников к экспрессионизму, Ирина Вакар обнаруживает его черты у таких авторов, как Владимир Маяковский, и пишет о «глубокой укорененности элементов экспрессионизма в русской традиции». В статье о двух непримиримых антагонистах Александре Родченко и Казимире Малевиче она усматривает генезис характерных фоторакурсов первого из супрематической живописи второго.

Выставка «Авангард. Список № 1» в Третьяковке, которая реконструировала первый в мире музей авангарда. 2019 год. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Авангард. Список № 1» в Третьяковке, которая реконструировала первый в мире музей авангарда. 2019 год.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Взгляд Вакар — это взгляд историка, столь глубоко погруженного в материал, что, кажется, знакомого с ним как с интерьером собственного кабинета. В этом случае любая деталь оказывается говорящей и предстает в «сферической перспективе», дополняя широкую панораму из описываемых работ, архивных материалов и подробностей биографий. Которые Ирина Вакар излагает языком увлекательным, полным виньеток и красивых лирических отступлений. В формально-пластическом анализе произведений автор не останавливается на уровне искусствоведческих клише, но обращается к социальной реальности и философии художников авангарда. Замыленные понятия вроде «русского сезаннизма» и «утопического мышления» подвергаются пересмотру, и даже само их существование ставится под вопрос.

Одна из статей сборника посвящена уточнению датировок ряда работ Ларионова. В другой на основе редких архивных записей, мемуарных свидетельств и пометок на подрамниках картин реконструируется выставка Малевича 1929 года в Третьяковской галерее, от которой осталось критически мало свидетельств. Такие исследования, предпринятые Вакар, с авторскими трактовками и систематизацией материала, долгое время лежавшего на периферии, если не за пределами истории, кажутся по-настоящему уникальными. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+