18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Авангард в России: что из чего произошло и кто на кого повлиял

Александр Древин. «Беженка (Женщина в белом платке)». 1917. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Древин. «Беженка (Женщина в белом платке)». 1917. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Сборник статей Ирины Вакар подает в новом свете истории персонажей и «измов», о которых, казалось бы, известно все

В сборник текстов историка искусства, старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Ирины Вакар вошли статьи разных лет о российском и советском модернизме и авангарде. Некоторые уже печатались в каталогах и научных сборниках, зачитывались как доклады на конференциях, некоторые публикуются в доработанном виде или впервые.

Публикации искусствоведов уровня Вакар — события сами по себе, но в «Людях и измах» собраны тексты из источников, зачастую не достигающих широкой ауди­тории. Многие написаны по случаю выставок, прошедших в России относительно недавно («Некто 1917», «Импрессионизм в авангарде»), память о которых еще свежа, что добавляет книге актуальности. Статьи сгруппированы в смысловые блоки и дают как общую перспективу заявленной проблематики, так и крупный план с уходом в детали. Так, с одной стороны, импрессионизм у художников авангарда описывается как манифест новой живописи в целом, «декларация общих принципов нового искусства». С другой — Вакар останавливается на «возвратном импрессионизме» Михаила Ларионова и Казимира Малевича (у обоих пуантель из ранних вещей «возвратилась» в поздние) как индикаторе преобразования французской традиции в России.

Вакар И. Люди и измы. К истории авангарда. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 480 с.
Вакар И. Люди и измы. К истории авангарда. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 480 с.

В главах о символизме в фокусе внимания работа с живописным пространством у Михаила Нестерова, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова. Их «новая пространственность», по Вакар, оказалась предтечей «мироотношения» авангарда. В другой части книги, препарируя философский аспект беспредметничества авангарда, автор «берет под микроскоп» Малевича и Ивана Клюна, описывая как черты сходства, так и пути расхождения учителя и ученика.

Впрочем, Вакар не концептуализирует искусство на высоком теоретическом уровне, но тем не менее вводит целый ряд важных обобщений, позволяющих емко описать и собрать воедино сюжеты его истории. Такие, например, как «протеизм» — «сознательный, принципиальный полистилизм» русского авангарда, свойственный мало кому еще. Генезис протеизма Ирина Вакар отсчитывает, что неожиданно, от живописи Валентина Серова, останавливаясь на его многочисленных «отходах от основной линии», позволивших критикам увидеть в нем «не одного Серова… а братьев Серовых».

Представления о Валентине Серове как предшественнике протеизма сегодня кажутся парадоксальными. Но автору книги, похоже, не чуждо парадоксальное мышление. Описывая нелюбовь русских художников к экспрессионизму, Ирина Вакар обнаруживает его черты у таких авторов, как Владимир Маяковский, и пишет о «глубокой укорененности элементов экспрессионизма в русской традиции». В статье о двух непримиримых антагонистах Александре Родченко и Казимире Малевиче она усматривает генезис характерных фоторакурсов первого из супрематической живописи второго.

Выставка «Авангард. Список № 1» в Третьяковке, которая реконструировала первый в мире музей авангарда. 2019 год. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Авангард. Список № 1» в Третьяковке, которая реконструировала первый в мире музей авангарда. 2019 год.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Взгляд Вакар — это взгляд историка, столь глубоко погруженного в материал, что, кажется, знакомого с ним как с интерьером собственного кабинета. В этом случае любая деталь оказывается говорящей и предстает в «сферической перспективе», дополняя широкую панораму из описываемых работ, архивных материалов и подробностей биографий. Которые Ирина Вакар излагает языком увлекательным, полным виньеток и красивых лирических отступлений. В формально-пластическом анализе произведений автор не останавливается на уровне искусствоведческих клише, но обращается к социальной реальности и философии художников авангарда. Замыленные понятия вроде «русского сезаннизма» и «утопического мышления» подвергаются пересмотру, и даже само их существование ставится под вопрос.

Одна из статей сборника посвящена уточнению датировок ряда работ Ларионова. В другой на основе редких архивных записей, мемуарных свидетельств и пометок на подрамниках картин реконструируется выставка Малевича 1929 года в Третьяковской галерее, от которой осталось критически мало свидетельств. Такие исследования, предпринятые Вакар, с авторскими трактовками и систематизацией материала, долгое время лежавшего на периферии, если не за пределами истории, кажутся по-настоящему уникальными. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+