18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Перемонтировать реальность в соответствии с убеждениями

Ханна Хёх. «Da-Dandy». 1919. Коллаж. Фото:  Bridgeman-Giraudon/Art Resource, NY/Höch, Hannah/ARS, NY
Ханна Хёх. «Da-Dandy». 1919. Коллаж.
Фото: Bridgeman-Giraudon/Art Resource, NY/Höch, Hannah/ARS, NY
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Рецепты схожие, а мотивации разные: Дон Адес исследовала особенности эстетики фотомонтажа, громко заявившего о себе в ХХ веке. История жанра ею не только описана, но и сопровождена концептуальными выводами

Классическая работа о фотомонтаже британского искусствоведа, почетного профессора Эссекского университета Дон Адес вышла в 1976 году и выдержала несколько переизданий. Текст пересматривался и дополнялся, неизменным оставался блок иллюстраций, вошедший и в русский перевод. Книга Адес, напоминающая концептуальный альбом, стала хрестоматийной не только в академическом, но и в художественном мире.

Дон Адес. «Фотомонтаж» / Пер. с англ. Н. Решетова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 232 с.
Дон Адес. «Фотомонтаж» / Пер. с англ. Н. Решетова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 232 с.

С первых страниц Адес подчеркивает трудности, возникающие при попытке определить фотомонтаж и развести его, например, с коллажем. Фотомонтаж создается из существующих изображений: фотографических реди-мейдов из прессы, рекламы и поп-культуры, узнаваемых, но вывернутых наизнанку неожиданными сопоставлениями и сближениями элементов. В целом это новый тип произведения. В кубистских или футуристских коллажах, подчеркивает Адес, посторонние элементы, как правило, включены в произведение, остающееся рисунком или картиной.

Автор кратко касается предыстории фотомонтажа. Еще не получив названия, он возникал в комбинированных работах корифеев фотографии XIX века Оскара Густава Рейландера, Генри Пинча Робинсона и других. Окончательно жанр оформился у берлинских дадаистов, советских конструктивистов и в целом у европейских сюрреалистов, чьим работам посвящен основной объем книги.

Дадаисты, согласно Дон Адес, открыли фотомонтаж. Ханна Хёх вспоминала, как они с мужем Раулем Хаусманом в 1918 году обнаружили в номере отеля патриотическую гравюру с наклеенным на нее портретом хозяина гостиницы и взяли идею на вооружение. В другом пассаже цитируется Георг Гросс, одно время именовавший себя на английский манер Джорджем Гросом. Экспериментируя с Джоном Хартфильдом в 1916 году в Берлине, они на картоне «беспорядочно наклеили друг на друга анонсы и рекламы… бутылочные этикетки… фотоснимки из иллюстрированных газет... составленные так, что картинка говорила то, что на словах пало бы жертвой цензуры».

У дадаистов фотомонтаж, по мнению Адес, превратился в сатирический прием и орудие политической критики, начав ассоциироваться «преимущественно с левыми партиями, поскольку он идеально подходит для выражения марксистской диалектики», а «за счет сопоставления образов (Хартфильду в фотомонтажах) удавалось раскрывать идеологию такой, какова она есть, показав классовую структуру общественных отношений или изобличив угрозу фашизма».

Обложка журнала «Jedermann sein eigner Fussball». 15 февраля 1919 г. Фото: Wikimedia Commons
Обложка журнала «Jedermann sein eigner Fussball». 15 февраля 1919 г.
Фото: Wikimedia Commons

Для советских конструктивистов, которые, по Адес, пришли к фотомонтажу одновременно, но независимо от дада, этот жанр стал инструментом агитации и пропаганды, призванным отразить достижения революции. В этом смысле, замечает она, конструктивистский монтаж по сути своей являлся «визионерским и утопическим».

Впрочем, оба эти понимания фотомонтажа объединены полемическим запалом в отношении старого искусства: для дадаистов — в адрес доминировавшего в Германии экспрессионизма, для конструктивистов — в адрес традиционной станковой картины, с которой надлежало покончить.

А вот у сюрреалистов монтаж был «параллелью автоматическому письму». Так, в работах Макса Эрнста «сопоставление, изменяющее природу исходного сфотографированного объекта, часто вызывает дезориентацию» и позволяет «свести вместе две совершенно разные реальности и высечь искру из их соприкосновения». Его монтажи не критиковали реальность, но открывали ее «новые грани», расширяя и углубляя представления о ней в пику стереотипам и вкусам современного общества.

Открытия, сделанные в области фотомонтажа конструктивистами, дадаистами, сюрреалистами, а также представителями Баухауса в лице Ласло Мохой-Надя и художниками движения De Stijl, впоследствии были подхвачены такими авторами, как Линдер, Кэти Брюс, фотограф Джерри Уэлсман и мультипликатор Ян Шванкмайер — краткими пассажами о них завершаются главы «Фотомонтажа».

Именно эта часть книги о монтаже в современном искусстве наиболее уязвима. Пробелы бросаются в глаза, а примеры кажутся случайными. Отсутствуют имена Марты Рослер и Барбары Крюгер, и ни слова о Филиппе Хальсмане — а вот уж кого стоило бы упомянуть, говоря о монтаже в фотографии! Впрочем, Дон Адес — специалист по авангарду межвоенного периода, и в ее книге, задумывавшейся почти полвека назад, имеется множество исторических нитей, связывающих разные понимания фотомонтажа в рамках своего времени и контекста. От которого современный читатель может уже и сам провести линии к современности, когда фотомонтаж стал до боли привычным и смотрит на нас с каждого рекламного баннера или экрана смартфона. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+