Разноголосица точек зрения

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

По версии жюри премии «Инновация», сборник «Проекции авангарда», составленный Ольгой Шишко, стал главной книгой года

Максим Спиваков. Проекции авангарда. 2014. Плакат
Максим Спиваков. Проекции авангарда. 2014. Плакат

Выход сборника материалов одноименного проекта, прошедшего в 2014 году в Манеже, был приурочен к показу мультимедийной инсталляции Саскии Боддеке и Питера Гринуэя Золотой век русского авангарда, награжденной премией TANR в номинации Выставка года (2015). Тексты и доклады, прочитанные в рамках образовательной программы Проекций авангарда, как раз и опубликованы в этом издании. Тоже, заметим, «премиальном»: его составителю Ольге Шишко досталась премия «Инновация-2015» в номинации Теория. Критика. Искусствознание.

Охарактеризовать сборник емко и однозначно практически невозможно. Как и инсталляция Боддеке и Гринуэя, он представляет такую же разноголосицу точек зрения и исследовательских оптик. Слово предоставлено всем: историкам и музейщикам, критикам, кураторам и художникам, со своих позиций осмысляющим наследие авангарда, практикам вроде Вячеслава Колейчука, реконструировавшего знаменитую выставку ОБМОХУ 1921 года в Третьяковке.

Сборник не имеет четкой концептуальной направленности, равно как и адресата. Наверное, это и есть тот случай, когда книгу можно рекомендовать самому широкому кругу читателей. Новичкам — хорошее введение в авангард от Андрея Сарабьянова или Александры Шатских, профессионалам и адептам contemporary art — статьи Томаша Гланца и Вадима Захарова о современном русском искусстве, Ольги Шишко и теоретика Реймона Беллура — о видеоарте.

И все же с точки зрения истории наиболее весомые публикации сосредоточены во втором разделе, посвященном идеологии и политике авангарда. Статья Нины Гурьяновой о политической подоплеке провокативности русских футуристов. Эссе Жан-Клода Маркаде, изучившего генезис понятия «авангард» и проблемы его рецепции за рубежом. Блестящая работа Кристины Кэр о конструктивизме с позиции гендерных исследований и феминистской теории.

Названия выставок авангарда часто содержат эпитет «неизвестный». Сборник, несмотря на находки и открытия, выявляет множество белых пятен в истории, еще ожидающих своего часа. Взять хотя бы проекционистский театр Соломона Никритина с его утопической программой переустройства мира. Или, напротив, более «приземленную» социальную историю авангарда и конкретную роль супрематистов, конструктивистов и производственников в общественной жизни, государственных структурах и массмедиа. Это оптика, время которой пришло, но которая до сих пор находится на задворках академической науки. И которая, можно надеяться, станет основой для новых «проекций» авангарда.

Проекции авангарда: Каталог-исследование / Сост. О. Шишко. М.: Artguide Editions; ООО «Арт Гид», 2015.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+