18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галерист Марат Гельман предложил альтернативную концепцию основ культурной политики

Алексей Иорш
Алексей Иорш

Остается несколько вопросов: на кого это рассчитано, и учтет ли этот документ правительство.

На сайте Министерства культуры РФ опубликован проект закона «Основы государственной культурной политики», разработанного специальной рабочей группой, главой которой стал руководитель Администрации президента Сергей Иванов, а ответственным секретарем — советник президента по культуре Владимир Толстой. Общественное обсуждение проекта продлится до 30 сентября, желающие могут делиться мнением на сайте obsudiproekt.ru.

Предварительные формулировки готовящегося закона «утекли» в СМИ еще до официального опубликования проекта, вызвав массовое возмущение утверждениями наподобие «Россия не Европа» или призывом к отказу от толерантности и мультикультурализма (см. TANR, № 05 (24), июнь 2014 года).

Итоговый текст выглядит намного более мягким и сглаженным, однако общий его консервативный настрой проступает довольно явно. Согласно тексту интересы культуры недвусмысленно сопрягаются с интересами власти. «Вне культуры невозможно обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству […] утверждение общенациональной идеологии», — говорится в проекте. Сама культура в целом видится порождением государства. Культуре отводится роль скорее инструментальная. Подчеркивается ее «воспитательный и просветительский потенциал».

Тезис о «неевропейскости» России в проект не вошел. Напротив, концепция предполагает «понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры». Документ, однако, выдержан в отчетливо советском духе, в нем подчеркивается роль культурного наследия («средоточие всего духовного, нравственного, исторического, культурного опыта, накопленного российской цивилизацией»), усвоению и систематизации которого отводится ведущая роль.

Ностальгический пафос документа разбавлен упоминанием о необходимости внимания к новым процессам
в культуре и искусстве («гордиться прошлыми достижениями в искусстве необходимо, но недостаточно»). При этом оговаривается, что «высокий уровень современного профессионального искусства в России» достижим «только при постоянной государственной и общественной поддержке».

В ответ на официальный проект свою, альтернативную, концепцию культурной политики выдвинул галерист Марат Гельман. Концепция была презентована для узкого круга лиц в его московской галерее «Культурный альянс», а затем в эфире телеканала «Дождь» и подробно представлена в специальном блоге cult-policy.livejournal.com. «Это не альтернативная программа для действующего правительства, это программа для другого правительства», — пояснил Гельман, подчеркнув, что не разделяет тех целей, которые ставит перед культурой сегодняшняя власть. Официальная минкультовская концепция и проект Гельмана различаются уже в базовом пункте — в самом понимании политики. «В культурных процессах участвует много разных субъектов, — заявил Гельман. — Успешная политика — это когда государству удается согласовать культурные стратегии разных субъектов, играющих в пространстве культуры».

Предложенный Минкультом проект галерист оценивает весьма критично. «Вместо реального документа — художественная декларация. Это неграмотно».

По его мнению, культурная политика должна касаться «процессов в обществе», а не смысла и направления деятельности отдельных институций. При этом выборочная поддержка проектов, отвечающих устремлениям власти, может, согласно Гельману, привести к отрицательной селекции в пользу конъюнктурных работ и возрождению госзаказа.

Свою концепцию Гельман призывает рассматривать именно как современную. «То, что мы живем в XXI веке […] важнее того, что мы живем в России […] или Америке. В глобальном мире время важнее места».

Культуру он, впрочем, предлагает также понимать инструментально, однако сместив акцент с «патриотического воспитания» на «креативную экономику» и независимость художника от политической конъюнктуры.

«Людей искусства может покорежить то, что культура — это инструмент, — пояснил он. — Человек купил картину, повесил у себя дома. Или Путин с Клинтоном в рамках «музейной дипломатии» встретились на выставке Амазонки авангарда. В обоих случаях искусство используют, но оно не пострадало […] Механизм использования произведений искусства отчужден от механизма создания».

В отличие от авторов официального проекта, Гельман не предполагает совпаденияинтересов культуры и власти. «Интересы художника и власти, когда она ведет себя как ведомство, совпадают нечасто. Такая власть хочет от искусства идеологического обслуживания […] Это удел конъюнктурщика».

«Ключевой субъект сегодняшнего мирового порядка — это город, а у города и художника интересы совпадать могут! — заключает он. — Руководство города не решает идеологических задач, потому что ему нужно заниматься реальными повседневными проблемами. Художник хочет […] сделать карьеру, стать знаменитым. Но ведь и город хочет известности! […] Потому что известность — это инвестиции, новые эко-номические связи, туризм, перспективы!» «Совпадение интересов — ключевая вещь, без этого продуктивное движение невозможно, — заключает Гельман, — и тут мы нашли важнейшую точку, где интересы встречаются». Параллельно с проектом «Основ культурной политики» власти разрабатывают проект закона «О культуре» (им занимается рабочая группа, собранная Минкультом под руководством замминистра Григория Ивлиева).

Закон предполагает закрепить понятия «искусство» и «культура», а также определить полномочия государственных органов при регулировании этой сферы. Необходимость нового закона о культуре обосновывается тем, что предыдущий нормативный акт подобного рода относится к 1992 году, еще до принятия Конституции России.

Проект закона «О культуре» в конце мая выносился на обсуждение Общественным советом при Минкульте и вызвал серьезные разногласия. Его было решено доработать с привлечением специально созданной расширенной рабочей группы, в которую могут войти члены общественного совета и  заинтересован-ные деятели культуры. Разногласия вызвал и вопрос, должен ли закон о культуре базироваться на «Основах культурной политики» или наоборот.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+