18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Видит око, да ум неймет

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

Труд «Фотография и внелогическая форма» петербургского искусствоведа Екатерины Васильевой критикует «разум и логику» фотографии, но во многом игнорирует современное состояние этого медиа

Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 312 с.
Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 312 с.

Автор труда под названием «Фотография и внелогическая форма», доцент Санкт-Петербургского университета Екатерина Васильева задается понятной на первый взгляд целью — показать, что фотография, «техногенная… ориентированная на позитивистский взгляд», на деле иррациональна и алогична и, будучи порождением и предпосылкой современности, апеллирует к досовременным формам мышления.

Уолкер Эванс (1903–1975). «Умывальник и кухня в доме Флойда Берроуза, Алабама, 1936». Фото: Библиотека Конгресса США
Уолкер Эванс (1903–1975). «Умывальник и кухня в доме Флойда Берроуза, Алабама, 1936».
Фото: Библиотека Конгресса США

Главы книги основаны на статьях, публиковавшихся автором в разное время в периодике. Их объединяют исследовательский посыл и методологическая база, на основании которых Васильева развивает и доказывает выдвигаемые ею тезисы. Логическое мышление системно и упорядоченно, опирается на категориальный аппарат, классификации и таксономии. Фотография же выхватывает фрагменты реальности, указывая на них, но не претендуя на понятийные обобщения. Ей чужда иерархия идей, все предметы в ней уравнены — фотографировать можно и Кельнский собор, и уличные отбросы.
Фотоснимки, согласно автору книги, не формируют систему ценностей и не содержат этической оценки явлений. Их можно описать словами, но они нарушают привычный ход языка. Ни один вербальный комментарий не способен ухватить смысл кадра целиком и часто искажает его, оставляя место «неназванному» и, подытоживает Васильева, «пространству сакрального».

Для обоснования своих тезисов она привлекает широкий теоретический аппарат. По преимуществу из структурной лингвистики и антропологии, а также работ постструктуралистов в лице Ролана Барта, Жиля Делеза и Жана Бодрийяра. Масштабные экскурсы в историю идей порой растягиваются в книге на целые подглавки, вытесняя собственно фотографию (исключение составляет глава о Сьюзен Сонтаг — это больше исторический, чем теоретический текст). В этом смысле книга рассчитана на подготовленного читателя, знакомого с работами Фердинанда де Соссюра, Клода Леви-Стросса и Жака Деррида, — или просто готового вникать в тонкости их концепций, для которых Васильева оказывается хорошим популяризатором.

Этьен Карж (1828–1906). «Портрет Шарля Бодлера». 1862. Фото: Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Фонд Дэвида Хантера Макалпина, 1964
Этьен Карж (1828–1906). «Портрет Шарля Бодлера». 1862.
Фото: Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Фонд Дэвида Хантера Макалпина, 1964

Впрочем, именно это обстоятельство вызывает больше всего вопросов к книге, чья методология ограничивается текстами полувековой давности, посвященными — за редким исключением в лице Стивена Шора и Дианы Арбус — фотографии XIX и начала XX века. Хронологических рамок в своем исследовании Васильева не ставит, претендуя на охват «фотографического» целиком, но весьма произвольно ограничивается описанием лишь отдельных пластов фотографии, игнорируя не только сегодняшние ее практики, но и состояние поля фотографии, связанного с развитием интернета, фостеровским «архивным импульсом» и прочими современными явлениями.

Наконец, непонятна постановка заглавного вопроса книги. Откуда необходимость опровергать логические основы светописи? С какими концепциями полемизирует автор, разоблачая примат разума и системности в фотографии в пользу других ее определений? И это при том, что любимые Васильевой мыслители во многом и прославились критикой истинности рационализма, а их работы давно стали ключевыми для теории искусства. В этом смысле построения Васильевой нередко кажутся принадлежностью ею самой выгороженной области фотографии и фотографического. Применительно к которой они оказываются разумными и логичными.  

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+