Китайская живопись: «Великий квадрат не имеет углов»

Се Шичэнь. Лодки на горной реке. XVI век. Династия Мин. Шелк, черная и цветная тушь
Се Шичэнь. Лодки на горной реке. XVI век. Династия Мин. Шелк, черная и цветная тушь

Увязать элементы китайской живописи с историческими мифологемами Китая или описать картину как отображение «внутренней сущности» вещей — эти два подхода популярны у западных и восточных исследователей искусства Поднебесной. Возможно, они дают экскурс в «загадочную» культуру, но саму живописную материю едва ли делают понятной и читаемой.

На первый взгляд кажется, что французский философ Франсуа Жульен в своей работе движется обоими этими путями. Китайскую живопись он видит через призму даосизма, да и рассуждений о внутренних сущностях здесь предостаточно. Его книга, однако, выгодно отличается тем, что рассматриваемые положения китайского учения истолковываются в оптике европейской традиции. Кажется, что автор в большей степени специалист не по старой китайской, но по новой французской и немецкой философии, усердно изу­чивший феноменологию Мерло-Понти или постструктуралистские тексты Лакана. Герметизм его текстов с рассуждениями о видимом и «смутном», заполненности и пустоте обманчив.
Жюльен разбирает отдельные понятия из китайских классиков, на своем языке растолковывая и «разворачивая» их до полной ясности, пусть и интуитивно. Привлекая обширный материал, перечитывая классические трактаты и не доверяя устоявшимся толкованиям и переводам, он предлагает новые варианты их интерпретаций.

Книга Жюльена (отчасти пособие по учению Лао-цзы) даст ответы на многие вопросы относительно картин таких мастеров, как Ли Чжаодао, Го Си или Ци Байши. Откуда эта поразительная гомогенность искусства старого Китая? Какова связь почти мистического даосизма с реальностью китайской истории, общества и политики (образ и власть — об этом в книге написано немало)? В то же время формула Лао-цзы «великий квадрат не имеет углов», как и другие тезисы даосизма, наверняка поразят читателя сходством со взглядами европейских модернистов. Как бросятся в глаза и коренные отличия двух культур, в силу которых, по мнению автора, Китай своего модернизма не породил. 

Жюльен Ф. Великий образ не имеет формы, или Через живопись — к не-объекту. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 368 с.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+