Китайская живопись: «Великий квадрат не имеет углов»

Се Шичэнь. Лодки на горной реке. XVI век. Династия Мин. Шелк, черная и цветная тушь
Се Шичэнь. Лодки на горной реке. XVI век. Династия Мин. Шелк, черная и цветная тушь

Увязать элементы китайской живописи с историческими мифологемами Китая или описать картину как отображение «внутренней сущности» вещей — эти два подхода популярны у западных и восточных исследователей искусства Поднебесной. Возможно, они дают экскурс в «загадочную» культуру, но саму живописную материю едва ли делают понятной и читаемой.

На первый взгляд кажется, что французский философ Франсуа Жульен в своей работе движется обоими этими путями. Китайскую живопись он видит через призму даосизма, да и рассуждений о внутренних сущностях здесь предостаточно. Его книга, однако, выгодно отличается тем, что рассматриваемые положения китайского учения истолковываются в оптике европейской традиции. Кажется, что автор в большей степени специалист не по старой китайской, но по новой французской и немецкой философии, усердно изу­чивший феноменологию Мерло-Понти или постструктуралистские тексты Лакана. Герметизм его текстов с рассуждениями о видимом и «смутном», заполненности и пустоте обманчив.
Жюльен разбирает отдельные понятия из китайских классиков, на своем языке растолковывая и «разворачивая» их до полной ясности, пусть и интуитивно. Привлекая обширный материал, перечитывая классические трактаты и не доверяя устоявшимся толкованиям и переводам, он предлагает новые варианты их интерпретаций.

Книга Жюльена (отчасти пособие по учению Лао-цзы) даст ответы на многие вопросы относительно картин таких мастеров, как Ли Чжаодао, Го Си или Ци Байши. Откуда эта поразительная гомогенность искусства старого Китая? Какова связь почти мистического даосизма с реальностью китайской истории, общества и политики (образ и власть — об этом в книге написано немало)? В то же время формула Лао-цзы «великий квадрат не имеет углов», как и другие тезисы даосизма, наверняка поразят читателя сходством со взглядами европейских модернистов. Как бросятся в глаза и коренные отличия двух культур, в силу которых, по мнению автора, Китай своего модернизма не породил. 

Жюльен Ф. Великий образ не имеет формы, или Через живопись — к не-объекту. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 368 с.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+