18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Китайская живопись: «Великий квадрат не имеет углов»

Се Шичэнь. Лодки на горной реке. XVI век. Династия Мин. Шелк, черная и цветная тушь
Се Шичэнь. Лодки на горной реке. XVI век. Династия Мин. Шелк, черная и цветная тушь

Увязать элементы китайской живописи с историческими мифологемами Китая или описать картину как отображение «внутренней сущности» вещей — эти два подхода популярны у западных и восточных исследователей искусства Поднебесной. Возможно, они дают экскурс в «загадочную» культуру, но саму живописную материю едва ли делают понятной и читаемой.

На первый взгляд кажется, что французский философ Франсуа Жульен в своей работе движется обоими этими путями. Китайскую живопись он видит через призму даосизма, да и рассуждений о внутренних сущностях здесь предостаточно. Его книга, однако, выгодно отличается тем, что рассматриваемые положения китайского учения истолковываются в оптике европейской традиции. Кажется, что автор в большей степени специалист не по старой китайской, но по новой французской и немецкой философии, усердно изу­чивший феноменологию Мерло-Понти или постструктуралистские тексты Лакана. Герметизм его текстов с рассуждениями о видимом и «смутном», заполненности и пустоте обманчив.
Жюльен разбирает отдельные понятия из китайских классиков, на своем языке растолковывая и «разворачивая» их до полной ясности, пусть и интуитивно. Привлекая обширный материал, перечитывая классические трактаты и не доверяя устоявшимся толкованиям и переводам, он предлагает новые варианты их интерпретаций.

Книга Жюльена (отчасти пособие по учению Лао-цзы) даст ответы на многие вопросы относительно картин таких мастеров, как Ли Чжаодао, Го Си или Ци Байши. Откуда эта поразительная гомогенность искусства старого Китая? Какова связь почти мистического даосизма с реальностью китайской истории, общества и политики (образ и власть — об этом в книге написано немало)? В то же время формула Лао-цзы «великий квадрат не имеет углов», как и другие тезисы даосизма, наверняка поразят читателя сходством со взглядами европейских модернистов. Как бросятся в глаза и коренные отличия двух культур, в силу которых, по мнению автора, Китай своего модернизма не породил. 

Жюльен Ф. Великий образ не имеет формы, или Через живопись — к не-объекту. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 368 с.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+