О наболевшем. Луиз Буржуа: женственность, страдание, терпение

№36, сентябрь 2015
№36
Материал из газеты

«Гараж» обещает показать на своей ретроспективе более 80 работ скульптора

«Мама» (1999) Луиз Буржуа перед Музеем Соломона Гуггенхайма в Бильбао
«Мама» (1999) Луиз Буржуа перед Музеем Соломона Гуггенхайма в Бильбао

Работы Буржуа приезжают в Россию не впервые. В 2001 году большая выставка прошла в Эрмитаже, а две ее скульптуры были представлены там же в рамках биеннале Manifesta 10 в прошлом году. Соорганизатором проекта в «Гараже» стал мюнхенский Haus der Kunst — московская выставка приедет прямиком из Германии. «Современное искусство становится неотъемлемой частью культурного ландшафта России, — говорит главный куратор «Гаража» Кейт Фаул. — Нам было важно организовать масштабный проект одной из самых влиятельных художниц и познакомить с ее работами российскую публику». Экспонатами из Мюнхена выставка не ограничится. Она будет расширена за счет инсталляций из Фонда Луиз Буржуа и из Фонда Истона. Всего на выставке будет более 80 работ знаменитой франко-американской художницы, включающих помимо скульптур картины и графику.

Луиз Буржуа (1911–2010) прожила без малого 100 лет. Родилась в Париже в семье реставратора антикварного текстиля. Жила по соседству с галереей «Градива», открытой гуру сюрреализма Андре Бретоном. С сюрреалистами Буржуа была знакома, но к ним не принадлежала и скорее их недолюбливала. Прочила себе карьеру математика, но поступила в итоге в Школу изящных искусств. Преподаватель Луиз Фернан Леже, рассматривая ее работы, однажды заключил: «Вы не живописец, вы скульптор». В 1938 году Буржуа вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера и вместе с ним переехала в Нью-Йорк. Не успев укорениться в среде европейского модернизма, Буржуа оказалась по другую сторону Атлантики, где ее не особенно радушно принимали как художника, что поначалу подтолкнуло ее к мысли и вовсе оставить занятия искусством. Работы Буржуа появлялись лишь на редких групповых выставках и камерных персональных. И хотя в 1953 году одну из ее скульптур для Музея современного искусства в Нью-Йорке приобрел его основатель Альфред Барр, первой большой ретроспективы в стенах музея художница удостоилась лишь спустя почти 30 лет.

На знаменитом фотопортрете 1982 года Роберта Мэпплторпа Буржуа изображена с работой Маленькая девочка (1968) — продолговатым объектом в форме пениса. Подобные скульптуры — биоморфные, физиологичные и с сексуальными коннотациями — она делала с 50-х, и с ними ее творчество ассоциируется чаще всего. Главными на московской выставке, по словам Кейт Фаул, станут поздние работы Буржуа из серии Клетки. Эти небольшие замкнутые инсталляции, внешне ограниченные металлической сеткой (иногда окнами и дверями из разрушенных зданий), внутри заполнены тряпичными куклами, скорчившимися в спазмах скульптурами, одеждой и загадочной алхимической утварью. «Клетки — это разные проявления боли: физической, эмоциональной, ментальной, — комментировала художница. — Когда человеку больно, он ждет поддержки, но люди, как правило, бегут от него. Моя мать тяжело болела и кашляла кровью; я заботилась о ней, но скрывала от отца ее недуг». Сказанное Луизой о матери — и о женственности в целом — резонирует в самой, пожалуй, знаменитой ее работе — гигантской бронзовой паучихе Мать (1999), которую также привезут в Москву и установят перед входом в музей. «Я из семьи реставраторов, — писала Буржуа. — Паучиха — реставратор. Порви ее паутину, и она не сойдет с ума. Она ее залатает».

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
Дуэли в Кремле, Цой в московском Манеже, Арчимбольдо в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также Куинн, Пистолетто и многие другие хиты, которые из-за пандемии мы ждем вот уже несколько лет
24.12.2021
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
3
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами
24.12.2021
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
4
Лучшие выставки для новогодних каникул
В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам
24.12.2021
Лучшие выставки для новогодних каникул
5
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
6
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
7
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Начальник управления корпоративной социальной ответственности, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева рассказала нам о современных вариантах взаимодействия бизнеса и культуры
27.12.2021
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+