18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О наболевшем. Луиз Буржуа: женственность, страдание, терпение

№36, сентябрь 2015
№36
Материал из газеты

«Гараж» обещает показать на своей ретроспективе более 80 работ скульптора

«Мама» (1999) Луиз Буржуа перед Музеем Соломона Гуггенхайма в Бильбао
«Мама» (1999) Луиз Буржуа перед Музеем Соломона Гуггенхайма в Бильбао

Работы Буржуа приезжают в Россию не впервые. В 2001 году большая выставка прошла в Эрмитаже, а две ее скульптуры были представлены там же в рамках биеннале Manifesta 10 в прошлом году. Соорганизатором проекта в «Гараже» стал мюнхенский Haus der Kunst — московская выставка приедет прямиком из Германии. «Современное искусство становится неотъемлемой частью культурного ландшафта России, — говорит главный куратор «Гаража» Кейт Фаул. — Нам было важно организовать масштабный проект одной из самых влиятельных художниц и познакомить с ее работами российскую публику». Экспонатами из Мюнхена выставка не ограничится. Она будет расширена за счет инсталляций из Фонда Луиз Буржуа и из Фонда Истона. Всего на выставке будет более 80 работ знаменитой франко-американской художницы, включающих помимо скульптур картины и графику.

Луиз Буржуа (1911–2010) прожила без малого 100 лет. Родилась в Париже в семье реставратора антикварного текстиля. Жила по соседству с галереей «Градива», открытой гуру сюрреализма Андре Бретоном. С сюрреалистами Буржуа была знакома, но к ним не принадлежала и скорее их недолюбливала. Прочила себе карьеру математика, но поступила в итоге в Школу изящных искусств. Преподаватель Луиз Фернан Леже, рассматривая ее работы, однажды заключил: «Вы не живописец, вы скульптор». В 1938 году Буржуа вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера и вместе с ним переехала в Нью-Йорк. Не успев укорениться в среде европейского модернизма, Буржуа оказалась по другую сторону Атлантики, где ее не особенно радушно принимали как художника, что поначалу подтолкнуло ее к мысли и вовсе оставить занятия искусством. Работы Буржуа появлялись лишь на редких групповых выставках и камерных персональных. И хотя в 1953 году одну из ее скульптур для Музея современного искусства в Нью-Йорке приобрел его основатель Альфред Барр, первой большой ретроспективы в стенах музея художница удостоилась лишь спустя почти 30 лет.

На знаменитом фотопортрете 1982 года Роберта Мэпплторпа Буржуа изображена с работой Маленькая девочка (1968) — продолговатым объектом в форме пениса. Подобные скульптуры — биоморфные, физиологичные и с сексуальными коннотациями — она делала с 50-х, и с ними ее творчество ассоциируется чаще всего. Главными на московской выставке, по словам Кейт Фаул, станут поздние работы Буржуа из серии Клетки. Эти небольшие замкнутые инсталляции, внешне ограниченные металлической сеткой (иногда окнами и дверями из разрушенных зданий), внутри заполнены тряпичными куклами, скорчившимися в спазмах скульптурами, одеждой и загадочной алхимической утварью. «Клетки — это разные проявления боли: физической, эмоциональной, ментальной, — комментировала художница. — Когда человеку больно, он ждет поддержки, но люди, как правило, бегут от него. Моя мать тяжело болела и кашляла кровью; я заботилась о ней, но скрывала от отца ее недуг». Сказанное Луизой о матери — и о женственности в целом — резонирует в самой, пожалуй, знаменитой ее работе — гигантской бронзовой паучихе Мать (1999), которую также привезут в Москву и установят перед входом в музей. «Я из семьи реставраторов, — писала Буржуа. — Паучиха — реставратор. Порви ее паутину, и она не сойдет с ума. Она ее залатает».

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+