18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О наболевшем. Луиз Буржуа: женственность, страдание, терпение

№36
Материал из газеты

«Гараж» обещает показать на своей ретроспективе более 80 работ скульптора

Работы Буржуа приезжают в Россию не впервые. В 2001 году большая выставка прошла в Эрмитаже, а две ее скульптуры были представлены там же в рамках биеннале Manifesta 10 в прошлом году. Соорганизатором проекта в «Гараже» стал мюнхенский Haus der Kunst — московская выставка приедет прямиком из Германии. «Современное искусство становится неотъемлемой частью культурного ландшафта России, — говорит главный куратор «Гаража» Кейт Фаул. — Нам было важно организовать масштабный проект одной из самых влиятельных художниц и познакомить с ее работами российскую публику». Экспонатами из Мюнхена выставка не ограничится. Она будет расширена за счет инсталляций из Фонда Луиз Буржуа и из Фонда Истона. Всего на выставке будет более 80 работ знаменитой франко-американской художницы, включающих помимо скульптур картины и графику.

Луиз Буржуа (1911–2010) прожила без малого 100 лет. Родилась в Париже в семье реставратора антикварного текстиля. Жила по соседству с галереей «Градива», открытой гуру сюрреализма Андре Бретоном. С сюрреалистами Буржуа была знакома, но к ним не принадлежала и скорее их недолюбливала. Прочила себе карьеру математика, но поступила в итоге в Школу изящных искусств. Преподаватель Луиз Фернан Леже, рассматривая ее работы, однажды заключил: «Вы не живописец, вы скульптор». В 1938 году Буржуа вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера и вместе с ним переехала в Нью-Йорк. Не успев укорениться в среде европейского модернизма, Буржуа оказалась по другую сторону Атлантики, где ее не особенно радушно принимали как художника, что поначалу подтолкнуло ее к мысли и вовсе оставить занятия искусством. Работы Буржуа появлялись лишь на редких групповых выставках и камерных персональных. И хотя в 1953 году одну из ее скульптур для Музея современного искусства в Нью-Йорке приобрел его основатель Альфред Барр, первой большой ретроспективы в стенах музея художница удостоилась лишь спустя почти 30 лет.

На знаменитом фотопортрете 1982 года Роберта Мэпплторпа Буржуа изображена с работой Маленькая девочка (1968) — продолговатым объектом в форме пениса. Подобные скульптуры — биоморфные, физиологичные и с сексуальными коннотациями — она делала с 50-х, и с ними ее творчество ассоциируется чаще всего. Главными на московской выставке, по словам Кейт Фаул, станут поздние работы Буржуа из серии Клетки. Эти небольшие замкнутые инсталляции, внешне ограниченные металлической сеткой (иногда окнами и дверями из разрушенных зданий), внутри заполнены тряпичными куклами, скорчившимися в спазмах скульптурами, одеждой и загадочной алхимической утварью. «Клетки — это разные проявления боли: физической, эмоциональной, ментальной, — комментировала художница. — Когда человеку больно, он ждет поддержки, но люди, как правило, бегут от него. Моя мать тяжело болела и кашляла кровью; я заботилась о ней, но скрывала от отца ее недуг». Сказанное Луизой о матери — и о женственности в целом — резонирует в самой, пожалуй, знаменитой ее работе — гигантской бронзовой паучихе Мать (1999), которую также привезут в Москву и установят перед входом в музей. «Я из семьи реставраторов, — писала Буржуа. — Паучиха — реставратор. Порви ее паутину, и она не сойдет с ума. Она ее залатает».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+