Дом культуры «ГЭС-2»
Более 130 первоклассных работ из 25 музеев и частных коллекций кураторы проекта «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» Зельфира Трегулова и Франческо Бонами собрали вокруг «Черного квадрата» 1923 года (один из четырех «квадратов» из коллекции Русского музея, написан для биеннале в Венеции). Выставка, где можно найти книги XVII века, картины Ивана Айвазовского и Архипа Куинджи, Пабло Пикассо и Александра Родченко, Эрика Булатова и Дмитрия Пригова, инсталляции Ильи Кабакова и Энтони Гормли, представляет собой многослойное размышление о том, как искусство вышло за рамки холста, ушло от прямой изобразительности, превратившись в язык смыслов и идей. «Черный квадрат» — та радикальная точка в истории, которую поставил Казимир Малевич в начале ХХ века, она стала поворотной в пересмотре самого понятия «искусство». Но разговор на выставке намного объемнее русского авангарда — он выплескивается в пространство площади, играющей роль центра экспозиции, затрагивает архитектуру «ГЭС-2», построенную на геометрии, и вопросы взаимодействия зрителя и произведения.
До 27 октября
Центр «Зотов»
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» показывает на примере свыше 500 экспонатов из 30 музеев, фондов и личных собраний не только документальную историю конструктивизма, но и концепцию нового мира и нового человека, которые ковались на заре советской эры. Чертежи и макеты городов, районов, комплексов открывают позабытые страницы истории — время утопических идей для лучшей жизни. Однако были разные версии этого «лучше». Каким должен быть новый человек и как он должен жить? Винтик ли он в системе или творец, который может даже в рамках, казалось бы, своего рабочего места у станка изменить весь мир — создать нечто оригинальное и беспрецедентное? Утопический унитаризм раскрывается разными гранями. Многие идеи так и остались на бумаге, но не потеряли своей актуальности, так что и в наши дни могут стать предметом для дискуссий и основой для будущего. Успеть увидеть выставку в первом из пяти реализованных в СССР кольцевых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Марсакова.
До 14 июля
Мультимедиа Арт Музей, Москва
В открывшемся после капитального ремонта МАММ на Остоженке серия проектов на шести этажах, которые складываются в большое высказывание о прошлом и будущем. Здесь и пугающие климатические прогнозы от Эдоардо Делилле и Джулии Пьермартири, и шедевры fashion-фотографии с историей из фонда Still Art, и фотографии модниц рубежа ХIХ–ХХ веков, и советская и постсоветская классика из коллекции Юрия Рыбчинского, и тотальная футбольная инсталляция Алексея Каллимы, которая больше о психологии толпы, нежели про спорт, как и проект Константина Батынкова «Футбол». Вишенкой на торте становится лаборатория Эрика Булатова, которая позволяет понять изнутри процесс творческого поиска и культурные коды, которые можно считать в знаковых произведениях классика московского концептуализма. Кстати, один из них связан с «Черным квадратом», что художник сравнивает с Большим взрывом, из которого родилась наша Вселенная. Название выставки «Живу дальше» — не только о позиции 90-летнего художника и не только о Мультимедиа Арт Музее, который начал после ремонта новую главу своей истории, но и о каждом из нас, кто в какой-то момент может окунуться в безысходность, но потом понимает, что любой конец — лишь новое начало.
До 18 августа
Государственный Эрмитаж
Одна из главных выставок года в Эрмитаже — «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Николаевском зале Зимнего дворца. Проект, включающий более 70 картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической живописи XVII века (45 — из собрания Эрмитажа, 15 — из ГМИИ, 1 — из Музея Академии художеств и еще несколько — из частных коллекций), шире рассказа об искусстве барокко и жанре натюрморта. Работы Франса Снейдерса (1579–1657), его современников, учеников и последователей переносят в эпоху роскоши, когда каждый знал, что значит memento mori. Само слово «натюрморт» переводится как «мертвая природа», а название выставки отсылает к латинскому изречению “Ars moriendi ars vivendi est”, что значит: «Умение умирать составляет искусство жизни». От этого выражения оставлено только про жизнь, которая, благодаря экспозиционному решению Эмиля Капелюша и Юрия Сучкова, больше походит на театр и одновременно на городскую улицу с торговыми лавками и мастерскими художников. В зале звучит витиеватая барочная музыка, люстры мигают, словно свечи, стены драпированы занавесами (на оформление ушло 600 м ткани). В этой пышной театрализованной атмосфере можно искать разгадки символов-ребусов и хитроумных обманок, философским догм и христианских постулатов, которые так много значили в чумном XVII веке.
До 8 сентября
Третьяковка в Самаре
Одним из главных событий сезона стало долгожданное открытие филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре, которое не раз откладывалось, но наконец случилось. На давно задуманной выставке «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в переформатированном под музейные цели здании фабрики-кухни 1930-х годов показывают 92 экспоната, включая «Завтрак аристократа» Павла Федотова и отреставрированных «Охотников на привале» Василия Перова. Здесь искусство за два столетия подают на первое, второе и третье, а зритель проходит все фазы съестного гедонизма — от предвкушения до перенасыщения. Прекрасное явлено в самых разных видах — от «Девочки с персиками» Валентина Серова до «Пакета молока» Игоря Шелковского. Помимо временной экспозиции, открылась и постоянная — про советскую кухню и кухонный быт, куда вошли найденные в процессе реставрации здания артефакты, архивы потомков первой в СССР женщины-архитектора Екатерины Максимовой, автора здания самарской фабрики-кухни, поваренные книги, даже авоська с бутафорным батоном. Попробовать духовную пищу можно в помещениях, которые некогда использовались для приготовления и приема еды.
До 3 ноября
Музейный центр «Площадь Мира», Красноярск
Выставка «Стрит-арт столицы» в красноярском Музейном центре «Площадь Мира» стала результатом исследовательских экспедиций команды «Стрит-арт хранение» в десять городов, попыткой систематизировать накопленные за два года знания и материал. В экспозиции более 100 работ 80 авторов, которые дают представление о процессах в мире уличного искусства и разных региональных сценах. Проект состоит из трех частей. Первая встречает на улице: 13 ее участников расписали граффити и муралами конструкцию-лабиринт, символизирующую Енисей, и здание бывшего музея Ленина, превращенное в центр современного искусства. Вторая часть показывает процесс создания нелегального искусства на улицах Красноярска — с помощью документальных фотографий и артефактов из коллекции местного летописца стрит-арта Егора Гневко. Основная выставка создает обширную карту уличного искусства России, где особенности региональных сцен зарифмованы между собой. Важно, что проект прослеживает бурный и еще не оконченный культурный процесс перехода от написания тегов (ников авторов) к более сложным граффити, адресованным стрит-арт-комьюнити, к концептуальным формам публичного искусства и муралам, которые обращены уже к широкой аудитории, а также формирование арт-рынка вокруг уличного искусства. Многие авторы, которые начинали свой творческий путь, рисуя на гаражах и поездах, теперь обзавелись мастерскими, сотрудничают с галереями, делают проекты для официальных выставок и фестивалей. При этом сохраняют свой бэкграунд, поэтому куратор выставки Алина Зоря (еще с 2015 года) называет их художниками «уличной волны». Термин пока только приживается. Калейдоскоп региональных стрит-арт-центров — лишь начало большого исследования, но уже важная часть летописи уличного искусства России. И что символично: премьера его случилась вдали от Москвы и Петербурга. Проект подчеркивает особенности и уникальность развития собственного стиля и сообщества в других «столицах»: Братске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми.
До 21 июля
Нижегородский государственный художественный музей, Культурный центр «Пакгаузы»
На площадке современного центра «Пакгаузы», где больше 100 лет назад стояли ряды Нижегородской ярмарки, главной в России, идет выставка «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган». Ни один из крупных российских музеев напрямую с этой темой никогда не работал, а тут целое исследование ярмарки как феномена русского мира (идея искусствоведа Аркадия Ипполитова, который скончался в прошлом году) расположилось в историческом месте. В проекте Нижегородского государственного художественного музея задействованы произведения из 30 государственных и частных собраний России, включая Исторический, Пушкинский и Русский музеи, Третьяковскую галерею, Эрмитаж, музеи Астрахани, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Тагила, Омска, Самары, Саратова, Ярославля. Среди более чем 100 экспонатов особое место занимает икона покровителя Нижегородской ярмарки — преподобного Макария Желтоводского, созданная знаменитым русским иконописцем Симоном Ушаковым в 1661 году. По теме подобраны работы классиков: Виктора Васнецова, Наталии Гончаровой, Игоря Грабаря, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Константина Маковского, Филиппа Малявина, Ильи Машкова, Ильи Репина, Николая Сапунова, Сергея Судейкина. А наиболее нарядно ярмарочный дух раскрывается на холстах Бориса Кустодиева: народные гулянья, многолюдные праздники, колоритные образы купцов и купчих — его любимые сюжеты. Ярмарка не только место для продажи и покупки и оживленного торга — здесь кипят страсти, здесь радость и грусть, богатство и нищета, все контрасты жизни и человеческой психологии. Как и на фламандской выставке в Эрмитаже, здесь возникает образ memento mori — на полотне неизвестного художника «Купец и смерть. Так на свете все превратно»: от неизбежного человек прячется в буйстве красок и безудержном веселье.
До 25 августа