18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов

Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке

«Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2»

Более 130 первоклассных работ из 25 музеев и частных коллекций кураторы проекта «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» Зельфира Трегулова и Франческо Бонами собрали вокруг «Черного квадрата» 1923 года (один из четырех «квадратов» из коллекции Русского музея, написан для биеннале в Венеции). Выставка, где можно найти книги XVII века, картины Ивана Айвазовского и Архипа Куинджи, Пабло Пикассо и Александра Родченко, Эрика Булатова и Дмитрия Пригова, инсталляции Ильи Кабакова и Энтони Гормли, представляет собой многослойное размышление о том, как искусство вышло за рамки холста, ушло от прямой изобразительности, превратившись в язык смыслов и идей. «Черный квадрат» — та радикальная точка в истории, которую поставил Казимир Малевич в начале ХХ века, она стала поворотной в пересмотре самого понятия «искусство». Но разговор на выставке намного объемнее русского авангарда — он выплескивается в пространство площади, играющей роль центра экспозиции, затрагивает архитектуру «ГЭС-2», построенную на геометрии, и вопросы взаимодействия зрителя и произведения.

До 27 октября

Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Москва, 2024. Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Москва, 2024.
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
«Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937»

Центр «Зотов»

Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» показывает на примере свыше 500 экспонатов из 30 музеев, фондов и личных собраний не только документальную историю конструктивизма, но и концепцию нового мира и нового человека, которые ковались на заре советской эры. Чертежи и макеты городов, районов, комплексов открывают позабытые страницы истории — время утопических идей для лучшей жизни. Однако были разные версии этого «лучше». Каким должен быть новый человек и как он должен жить? Винтик ли он в системе или творец, который может даже в рамках, казалось бы, своего рабочего места у станка изменить весь мир — создать нечто оригинальное и беспрецедентное? Утопический унитаризм раскрывается разными гранями. Многие идеи так и остались на бумаге, но не потеряли своей актуальности, так что и в наши дни могут стать предметом для дискуссий и основой для будущего. Успеть увидеть выставку в первом из пяти реализованных в СССР кольцевых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Марсакова.

До 14 июля

Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937». Центр «Зотов» Фото: Александр Гронский / Центр Зотов
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937». Центр «Зотов»
Фото: Александр Гронский / Центр Зотов
«Эрик Булатов. Живу дальше. Лаборатория художника»

Мультимедиа Арт Музей, Москва

В открывшемся после капитального ремонта МАММ на Остоженке серия проектов на шести этажах, которые складываются в большое высказывание о прошлом и будущем. Здесь и пугающие климатические прогнозы от Эдоардо Делилле и Джулии Пьермартири, и шедевры fashion-фотографии с историей из фонда Still Art, и фотографии модниц рубежа ХIХ–ХХ веков, и советская и постсоветская классика из коллекции Юрия Рыбчинского, и тотальная футбольная инсталляция Алексея Каллимы, которая больше о психологии толпы, нежели про спорт, как и проект Константина Батынкова «Футбол». Вишенкой на торте становится лаборатория Эрика Булатова, которая позволяет понять изнутри процесс творческого поиска и культурные коды, которые можно считать в знаковых произведениях классика московского концептуализма. Кстати, один из них связан с «Черным квадратом», что художник сравнивает с Большим взрывом, из которого родилась наша Вселенная. Название выставки «Живу дальше» — не только о позиции 90-летнего художника и не только о Мультимедиа Арт Музее, который начал после ремонта новую главу своей истории, но и о каждом из нас, кто в какой-то момент может окунуться в безысходность, но потом понимает, что любой конец — лишь новое начало.

До 18 августа

Выставка «Эрик Булатов. Живу дальше. Лаборатория художника».  Фото: Антон Галецкий / МАММ
Выставка «Эрик Булатов. Живу дальше. Лаборатория художника».
Фото: Антон Галецкий / МАММ
«Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»

Государственный Эрмитаж

Одна из главных выставок года в Эрмитаже — «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Николаевском зале Зимнего дворца. Проект, включающий более 70 картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической живописи XVII века (45 — из собрания Эрмитажа, 15 — из ГМИИ, 1 — из Музея Академии художеств и еще несколько — из частных коллекций), шире рассказа об искусстве барокко и жанре натюрморта. Работы Франса Снейдерса (1579–1657), его современников, учеников и последователей переносят в эпоху роскоши, когда каждый знал, что значит memento mori. Само слово «натюрморт» переводится как «мертвая природа», а название выставки отсылает к латинскому изречению “Ars moriendi ars vivendi est”, что значит: «Умение умирать составляет искусство жизни». От этого выражения оставлено только про жизнь, которая, благодаря экспозиционному решению Эмиля Капелюша и Юрия Сучкова, больше походит на театр и одновременно на городскую улицу с торговыми лавками и мастерскими художников. В зале звучит витиеватая барочная музыка, люстры мигают, словно свечи, стены драпированы занавесами (на оформление ушло 600 м ткани). В этой пышной театрализованной атмосфере можно искать разгадки символов-ребусов и хитроумных обманок, философским догм и христианских постулатов, которые так много значили в чумном XVII веке.

До 8 сентября

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века».  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж.
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века».
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж.
«На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве»

Третьяковка в Самаре

Одним из главных событий сезона стало долгожданное открытие филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре, которое не раз откладывалось, но наконец случилось. На давно задуманной выставке «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в переформатированном под музейные цели здании фабрики-кухни 1930-х годов показывают 92 экспоната, включая «Завтрак аристократа» Павла Федотова и отреставрированных «Охотников на привале» Василия Перова. Здесь искусство за два столетия подают на первое, второе и третье, а зритель проходит все фазы съестного гедонизма — от предвкушения до перенасыщения. Прекрасное явлено в самых разных видах — от «Девочки с персиками» Валентина Серова до «Пакета молока» Игоря Шелковского. Помимо временной экспозиции, открылась и постоянная — про советскую кухню и кухонный быт, куда вошли найденные в процессе реставрации здания артефакты, архивы потомков первой в СССР женщины-архитектора Екатерины Максимовой, автора здания самарской фабрики-кухни, поваренные книги, даже авоська с бутафорным батоном. Попробовать духовную пищу можно в помещениях, которые некогда использовались для приготовления и приема еды.

До 3 ноября

Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Третьяковка в Самаре.  Фото: Евгений Шаров / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Третьяковка в Самаре.
Фото: Евгений Шаров / Государственная Третьяковская галерея
«Стрит-арт столицы»

Музейный центр «Площадь Мира», Красноярск

Выставка «Стрит-арт столицы» в красноярском Музейном центре «Площадь Мира» стала результатом исследовательских экспедиций команды «Стрит-арт хранение» в десять городов, попыткой систематизировать накопленные за два года знания и материал. В экспозиции более 100 работ 80 авторов, которые дают представление о процессах в мире уличного искусства и разных региональных сценах. Проект состоит из трех частей. Первая встречает на улице: 13 ее участников расписали граффити и муралами конструкцию-лабиринт, символизирующую Енисей, и здание бывшего музея Ленина, превращенное в центр современного искусства. Вторая часть показывает процесс создания нелегального искусства на улицах Красноярска — с помощью документальных фотографий и артефактов из коллекции местного летописца стрит-арта Егора Гневко. Основная выставка создает обширную карту уличного искусства России, где особенности региональных сцен зарифмованы между собой. Важно, что проект прослеживает бурный и еще не оконченный культурный процесс перехода от написания тегов (ников авторов) к более сложным граффити, адресованным стрит-арт-комьюнити, к концептуальным формам публичного искусства и муралам, которые обращены уже к широкой аудитории, а также формирование арт-рынка вокруг уличного искусства. Многие авторы, которые начинали свой творческий путь, рисуя на гаражах и поездах, теперь обзавелись мастерскими, сотрудничают с галереями, делают проекты для официальных выставок и фестивалей. При этом сохраняют свой бэкграунд, поэтому куратор выставки Алина Зоря (еще с 2015 года) называет их художниками «уличной волны». Термин пока только приживается. Калейдоскоп региональных стрит-арт-центров — лишь начало большого исследования, но уже важная часть летописи уличного искусства России. И что символично: премьера его случилась вдали от Москвы и Петербурга. Проект подчеркивает особенности и уникальность развития собственного стиля и сообщества в других «столицах»: Братске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми.

До 21 июля

Выставка «Стрит-арт столицы» в музейном центре «Площадь мира». Фото: Музейный центр «Площадь мира»
Выставка «Стрит-арт столицы» в музейном центре «Площадь мира».
Фото: Музейный центр «Площадь мира»
«Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»

Нижегородский государственный художественный музей, Культурный центр «Пакгаузы»

На площадке современного центра «Пакгаузы», где больше 100 лет назад стояли ряды Нижегородской ярмарки, главной в России, идет выставка «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган». Ни один из крупных российских музеев напрямую с этой темой никогда не работал, а тут целое исследование ярмарки как феномена русского мира (идея искусствоведа Аркадия Ипполитова, который скончался в прошлом году) расположилось в историческом месте. В проекте Нижегородского государственного художественного музея задействованы произведения из 30 государственных и частных собраний России, включая Исторический, Пушкинский и Русский музеи, Третьяковскую галерею, Эрмитаж, музеи Астрахани, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Тагила, Омска, Самары, Саратова, Ярославля. Среди более чем 100 экспонатов особое место занимает икона покровителя Нижегородской ярмарки — преподобного Макария Желтоводского, созданная знаменитым русским иконописцем Симоном Ушаковым в 1661 году. По теме подобраны работы классиков: Виктора Васнецова, Наталии Гончаровой, Игоря Грабаря, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Константина Маковского, Филиппа Малявина, Ильи Машкова, Ильи Репина, Николая Сапунова, Сергея Судейкина. А наиболее нарядно ярмарочный дух раскрывается на холстах Бориса Кустодиева: народные гулянья, многолюдные праздники, колоритные образы купцов и купчих — его любимые сюжеты. Ярмарка не только место для продажи и покупки и оживленного торга — здесь кипят страсти, здесь радость и грусть, богатство и нищета, все контрасты жизни и человеческой психологии. Как и на фламандской выставке в Эрмитаже, здесь возникает образ memento mori — на полотне неизвестного художника «Купец и смерть. Так на свете все превратно»: от неизбежного человек прячется в буйстве красок и безудержном веселье.

До 25 августа

Выставка «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» в Пакгаузах.   Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» в Пакгаузах.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+