Авангард как прием

Обложка книги Петера Бюргера «Теория авангарда»
Обложка книги Петера Бюргера «Теория авангарда»

Работы критиков-марксистов переводятся в России регулярно, но воспринимаются чаще со скепсисом, отпугивая риторикой и «стилистическими разногласиями», вызывающими аллергию. Хрестоматийная книга Петера Бюргера, вышедшая в 1974 году, в этом ряду отличается отсутствием дидактичности и прагматики рассуждений. Развивая теорию искусства как социального института, автор не строит никаких концепций «светлого будущего» или «грядущего хама».
По Бюргеру главное условие авангарда — наличие автономного искусства, его переход от сакральной и придворной культуры к чистому эстетизму. Оно лишилось прикладничества и социальной эффективности, обретя статус независимого института. Смысл авангарда — не в желании вернуть искусству социальную действенность, но в попытке «снятия» (по Гегелю) всего института, перевода его «в жизненную практику… в измененном виде».

Авангард не продолжение эстетизма, но качественно иная жизненная практика, внутри которой искусство приобретает иную сущность. Произведения заменяются «манифестациями», работа предстает монтажом приемов и средств, что обусловливает их коллажную оптику, возможность «формалистского» прочтения и неоднонаправленного воздействия ее элементов.

Тон книги при этом, скорее, разочарованный. Бюргер пишет о поражении авангарда, его полной апроприации индустрией культуры. «Стоит задаться вопросом, — резюмирует он, — не обеспечивает ли разрыв между искусством и жизненной практикой пространство свободы, внутри которого мыслимы альтернативы существующему положению дел».

Бюргер П. Теория авангарда. М.: V-A-C Press, 2014.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+