18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Удвоение прошлого в воспоминаниях художника Михаила Чернышова о московских 1960-х

Михаил Чернышов. «Живописная композиция». 1984. Фото: Alina Pinsky Gallery
Михаил Чернышов. «Живописная композиция». 1984.
Фото: Alina Pinsky Gallery
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Спустя три с лишним десятилетия переизданы мемуары одного из первопроходцев геометрической абстракции и поп-арта в послевоенном СССР. О первых шагах на поприще неофициального искусства Чернышов поведал, находясь уже в эмиграции за океаном

Впервые эта книга была отпечатана на средства автора в 1988 году в Нью-Йорке и давно стала библиографической редкостью. Теперь воспоминания Михаила Чернышова под заголовком «Москва 1961–1967» выпущены и в России. Переиздание приурочено к выставке художника One Man Show, проходившей недавно в Галерее Алины Пинской в Москве. В новой книге сохранен оригинальный макет — авторский текст, дополненный факсимильным воспроизведением чернышовских эскизов, карикатур и статей из советской прессы, — но выглядит она богаче предшественницы, поскольку проиллюстрирована еще и другими работами автора, и видами экспозиции в галерее. Недостатки — отсутствие редактуры: про некоторых персонажей хотелось бы прочесть биографические справки, а в фамилиях — исправить ошибки.

Михаил Чернышов. «Москва 1961−1967». М.: Alina Pinsky Gallery, 2021. 156 с.
Михаил Чернышов. «Москва 1961−1967». М.: Alina Pinsky Gallery, 2021. 156 с.

Повествование заявлено как «первая книга» воспоминаний художника, хотя второй и не последовало. Основное ее содержание — взросление автора, знакомство с искусством зарубежного и русского модернизма, обретение своего творческого пути.

Источник знаний и идей для юного Чернышова — легендарный VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Парке Горького (1957) и Американская национальная выставка в «Сокольниках» (1959). Эти события и впечатления от них описаны в книге очень подробно, хотя и ретроспективно. Они, по словам автора, глубоко отпечатались в сознании многих и повлияли на привычки в поведении и одежде. «После [американской] выставки я, как и многие ребята, стал… одевать белую футболку под темную рубашку… постригся под крюкат (фасон Crue Cut. — TANR)… Забавно было встречать на улице себе подобного».

К моменту открытия Французской нацио­нальной выставки в Москве (1961) Чернышов уже неплохо разбирался в зарубежном искусстве. Выуживал знания из американских журналов ARTnews и Arts Magazine (выходил до 1992 года), из «Америки» и «Польши» — русскоязычных журналов, которые он свободно брал в читальном зале Библиотеки иностранной литературы. Его увлекал абстрактный экспрессионизм, чуть менее — французский ташизм, очаровал зарождавшийся поп-арт. Осведомленность Чернышова отмечал художник Игорь Мид, приехавший в Москву в 1963 году как гид по выставке американской графики (в 1967-м он в соавторстве с Полом Секлочей выпустит одну из первых монографий о советском нонконформизме).

Михаил Чернышов. Фото: Alina Pinsky Gallery
Михаил Чернышов.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Культурная вселенная, складывавшаяся для Чернышова по частям из увиденного, прочитанного и почерпнутого из дискуссий и встреч, интересует его сильнее бытовых подробностей и политических реалий СССР, о которых в книге, за редким исключением, не говорится. Его воспоминания — пошаговое описание того, как новое советское искусство зарождалось в кругу его друзей и соратников Льва Нусберга, Михаила Рогинского, Владимира Яковлева (круг имен не очень широк). И даже размышления о творчестве напоминают техническую инструкцию: «Любая плоскость, ограниченная рамой… является картиной. Никакие рельефы выше 10 миллиметров недопустимы… Если в картине есть содержание, о котором можно разговаривать… такую картину не стоит рисовать вообще».

В 1962 году Чернышов показывает несколько таких «плоскостей» в квартире брата Михаила Рогинского в Хорошево-Мневниках. «[Дом] приготовились сносить… — описывает он предысторию одного из объектов. — Ходил я по всем оставленным квартирам… смотрю: а обои-то почти везде одинаковые… приложи только пустую золотую рамку к стенке — и Картина готова». Другая работа с той же квартирной выставки — плакат «1 Мая», убранный в раму, — появилась благодаря Рогинскому, обратившему внимание Чернышова на эстетику советской типографики. А его военная техника произошла из поздних поп-артистских вещей. «Американский поп-арт использовал знаковую систему, рассчитанную… на потребителей. В СССР был и есть только один уважаемый потребитель — армия… Это милитаристское Эльдорадо я эксплуатировал с удовольствием, граничащим с самоиздевкой».

Михаил Чернышов и Николай Решетняк расклеивают постеры для Soho Walls. Фото: Alina Pinsky Gallery
Михаил Чернышов и Николай Решетняк расклеивают постеры для Soho Walls.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Рефреном через все повествование проходит желание уехать из СССР, что и осуществится в начале 1980-х, когда Михаил Чернышов окажется в США. Эта история осталась за рамками книги. Воспоминания завершаются мрачным эпизодом из жизни автора, в 1966 году столкнувшегося с реалиями советской карательной психиатрии. Около года художник провел в психиатрической больнице (куда почти одновременно с ним попал и Владимир Яковлев), после чего восстановился на искусствоведческом отделении истфака МГУ, но учился без особого интереса, а после прекратил и занятия живописью. Впрочем, не навсегда. Отдельной вкладкой в книге приведены репродукции его более поздних вещей, созданных начиная с 1970-х. Сюда включена и документация хеппенингов «30-летию ООН» (1975) и «Удвоение треугольника» (1978), вписанных в историю советского неофициального искусства вместе с живописью автора «Москвы 1961–1967».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+