18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Абстракция и поп-арт Михаила Чернышова

№92
Материал из газеты

На выставке One Man Show в Галерее Алины Пинской показывают работы одного из ключевых послевоенных абстракционистов

Алина Пинская продолжает выставочную стратегию, заданную первым после переезда галереи на Пречистенку проектом «Четкие контуры», представившим отечественное абстрактное искусство послевоенного времени. Cудя по всему, она решила последовательно показать творчество ключевых участников той выставки. Теперь, вслед за монографической экспозицией Франсиско Инфанте-Араны и Нонны Горюновой, Alina Pinsky Gallery открывает персональную выставку Михаила Чернышова (р. 1945). 

Художник более 40 лет живет и работает в США, так что широкой публике в России его имя не столь известно. Впрочем, в 2013 году в ГЦСИ прошла выставка с работами Михаила Чернышова из коллекции Надежды Чернышовой, жены художника до 1980 года, а его произведения находятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея.

Чернышов был одним из первых в Советском Союзе, кто решил экспериментировать с чистыми геометрическими формами. Еще в 12 лет он познакомился с современным западным искусством на Фестивале молодежи и студентов, а в 14 попал на знаменитую американскую выставку в «Сокольниках». В книге воспоминаний «Москва 1961–1967», опубликованной в Нью-Йорке в 1987 году, Чернышов пишет: «За счет постоянной внимательной работы с периодикой я слишком вырвался вперед, обсуждать „классиков“ к тому времени мне уже надоело, а разговаривать и спорить о сиюми­нутном было почти не с кем. После двух-трех конкретных вопросов любой начинал мямлить». Он учился в Загорском художественно-промышленном техникуме, затем на кафедре теории и истории искусства исторического факультета МГУ. Творческое наследие Михаила Чернышова можно условно разделить на поп-арт и геометрическую абстракцию. После отъезда в Нью-Йорк в 1980-м художник проявляет все больший интерес к знакам, шрифтам, обложкам журналов. 

Выставка Михаила Чернышова в галерее Алины Пинской носит ретроспективный характер, на ней представлены произведения разных лет. «Пожалуй, самый радикальный для своего времени художник, Чернышов сделал первый в СССР перформанс (1975), использовал жанр бытовой инсталляции в выставочном контексте. Его живопись и все творчество шли в унисон с мировыми тенденциями», — говорит Алина Пинская. 

Особое положение Чернышова в истории отечественного неофициального искусства отмечал и искусствовед Виталий Пацюков в статье для журнала «Искусство» (№  4 (583) за 2012 год): «Творчество Михаила Чернышова развивалось совершенно независимо от состояния художественных интересов московских альтернативных движений 1960–1970-х годов. В отличие от московской художественной школы модернизма, существующей в информационной изоляции, Михаил Чернышов сразу оказался в культуре готовых форм и образов».

Галерея Алины Пинской
Михаил Чернышов. One Man Show
До 17 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+