18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Абстракция и поп-арт Михаила Чернышова

№92
Материал из газеты

На выставке One Man Show в Галерее Алины Пинской показывают работы одного из ключевых послевоенных абстракционистов

Алина Пинская продолжает выставочную стратегию, заданную первым после переезда галереи на Пречистенку проектом «Четкие контуры», представившим отечественное абстрактное искусство послевоенного времени. Cудя по всему, она решила последовательно показать творчество ключевых участников той выставки. Теперь, вслед за монографической экспозицией Франсиско Инфанте-Араны и Нонны Горюновой, Alina Pinsky Gallery открывает персональную выставку Михаила Чернышова (р. 1945). 

Художник более 40 лет живет и работает в США, так что широкой публике в России его имя не столь известно. Впрочем, в 2013 году в ГЦСИ прошла выставка с работами Михаила Чернышова из коллекции Надежды Чернышовой, жены художника до 1980 года, а его произведения находятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея.

Чернышов был одним из первых в Советском Союзе, кто решил экспериментировать с чистыми геометрическими формами. Еще в 12 лет он познакомился с современным западным искусством на Фестивале молодежи и студентов, а в 14 попал на знаменитую американскую выставку в «Сокольниках». В книге воспоминаний «Москва 1961–1967», опубликованной в Нью-Йорке в 1987 году, Чернышов пишет: «За счет постоянной внимательной работы с периодикой я слишком вырвался вперед, обсуждать „классиков“ к тому времени мне уже надоело, а разговаривать и спорить о сиюми­нутном было почти не с кем. После двух-трех конкретных вопросов любой начинал мямлить». Он учился в Загорском художественно-промышленном техникуме, затем на кафедре теории и истории искусства исторического факультета МГУ. Творческое наследие Михаила Чернышова можно условно разделить на поп-арт и геометрическую абстракцию. После отъезда в Нью-Йорк в 1980-м художник проявляет все больший интерес к знакам, шрифтам, обложкам журналов. 

Выставка Михаила Чернышова в галерее Алины Пинской носит ретроспективный характер, на ней представлены произведения разных лет. «Пожалуй, самый радикальный для своего времени художник, Чернышов сделал первый в СССР перформанс (1975), использовал жанр бытовой инсталляции в выставочном контексте. Его живопись и все творчество шли в унисон с мировыми тенденциями», — говорит Алина Пинская. 

Особое положение Чернышова в истории отечественного неофициального искусства отмечал и искусствовед Виталий Пацюков в статье для журнала «Искусство» (№  4 (583) за 2012 год): «Творчество Михаила Чернышова развивалось совершенно независимо от состояния художественных интересов московских альтернативных движений 1960–1970-х годов. В отличие от московской художественной школы модернизма, существующей в информационной изоляции, Михаил Чернышов сразу оказался в культуре готовых форм и образов».

Галерея Алины Пинской
Михаил Чернышов. One Man Show
До 17 августа

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+