Механика инсайдера

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

Фотографический архив Георгия Кизевальтера, много лет снимавшего деятелей неофициального искусства, положен в основу альбома «Инсайдер»

Кизевальтер Г. Инсайдер. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2016. 384 с.
Кизевальтер Г. Инсайдер. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2016. 384 с.

Представитель московского концептуализма и сооснователь группы «Коллективные действия», Георгий Кизевальтер в последние годы выступает хроникером и архивариусом неофициального искусства СССР. К составленным им ранее книгам интервью с семидесятниками и восьмидесятниками теперь добавился альбом Инсайдер — фотоархив художника, переданный в дар Музею современного искусства «Гараж», куда включены снимки с начала 1970-х по конец 1980‑х годов.
Нельзя сказать, что архив Кизевальтера не был известен ранее. Его почти канонический портрет группы «Мухомор» (1981) растиражирован многократно, как и снимки акций «Коллективных действий». Но фотографии при этом зачастую публиковались без указания авторства, да и архив не был систематизирован полностью.

Инвентаризацию этого массива данных провела историк искусства Саша Обухова. Она же выступила куратором выставки фотоархива Кизевальтера, прошедшей годом ранее в «Гараже».

В 1982 году Георгий Кизевальтер совместно с художником Вадимом Захаровым придумал проект По мастерским. Художники приходили к коллегам по цеху, Захаров записывал интервью, а Кизевальтер документировал происходившее на пленку. Важнейший исторический документ и одновременно художественный артефакт с машинописными текстами и авторскими снимками, он осел в частных собраниях и частично воспроизведен в Инсайдере. Подобный дуализм, пограничное положение между документом и художественным жестом, характеризует многие серии Кизевальтера. Комнаты художников (1985) с интерьерами жилищ московского неофициального бомонда и авторскими комментариями к ним. Феерически смешная серия Любишь меня, люби мой зонтик (1984): персонажи сфотографированы с зонтами, которые толкуются как «символы искусства и аллюзия на индивидуальное творчество».

Если отвлечься от художественной составляющей, то перед нами почти энциклопедический архив советского андерграунда с по-настоящему редкими и уникальными материалами. Акции «Коллективных действий». Выставки в галерее AПTАРТ (1984–1986) — колыбели российской «новой волны», открытой в своей квартире художником Никитой Алексе­евым. Деятельность Клуба авангардистов (КЛАВА) — первой зарегистрированной организации неофициальных художников.
Кизевальтер, по его словам, не отличался «осознанным отношением историка» и фотографировал «механически» в суете дел — если камеру взял с собой, а не забыл по случайности дома. Пропуская важные исторические события вроде Бульдозерной выставки (1974), художник документировал ближайшее окружение, которое сегодня предстает как тесное сообщество, чья жизнь и стала материалом исторических изысканий. И сделалась видимой благодаря «инсайдерам» с их машинописными дневниками, архивными папками, «Зенитами» и «Никонами». 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+