18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Механика инсайдера

№47
Материал из газеты

Фотографический архив Георгия Кизевальтера, много лет снимавшего деятелей неофициального искусства, положен в основу альбома «Инсайдер»

Представитель московского концептуализма и сооснователь группы «Коллективные действия», Георгий Кизевальтер в последние годы выступает хроникером и архивариусом неофициального искусства СССР. К составленным им ранее книгам интервью с семидесятниками и восьмидесятниками теперь добавился альбом Инсайдер — фотоархив художника, переданный в дар Музею современного искусства «Гараж», куда включены снимки с начала 1970-х по конец 1980‑х годов.
Нельзя сказать, что архив Кизевальтера не был известен ранее. Его почти канонический портрет группы «Мухомор» (1981) растиражирован многократно, как и снимки акций «Коллективных действий». Но фотографии при этом зачастую публиковались без указания авторства, да и архив не был систематизирован полностью.

Инвентаризацию этого массива данных провела историк искусства Саша Обухова. Она же выступила куратором выставки фотоархива Кизевальтера, прошедшей годом ранее в «Гараже».

В 1982 году Георгий Кизевальтер совместно с художником Вадимом Захаровым придумал проект По мастерским. Художники приходили к коллегам по цеху, Захаров записывал интервью, а Кизевальтер документировал происходившее на пленку. Важнейший исторический документ и одновременно художественный артефакт с машинописными текстами и авторскими снимками, он осел в частных собраниях и частично воспроизведен в Инсайдере. Подобный дуализм, пограничное положение между документом и художественным жестом, характеризует многие серии Кизевальтера. Комнаты художников (1985) с интерьерами жилищ московского неофициального бомонда и авторскими комментариями к ним. Феерически смешная серия Любишь меня, люби мой зонтик (1984): персонажи сфотографированы с зонтами, которые толкуются как «символы искусства и аллюзия на индивидуальное творчество».

Если отвлечься от художественной составляющей, то перед нами почти энциклопедический архив советского андерграунда с по-настоящему редкими и уникальными материалами. Акции «Коллективных действий». Выставки в галерее AПTАРТ (1984–1986) — колыбели российской «новой волны», открытой в своей квартире художником Никитой Алексе­евым. Деятельность Клуба авангардистов (КЛАВА) — первой зарегистрированной организации неофициальных художников.
Кизевальтер, по его словам, не отличался «осознанным отношением историка» и фотографировал «механически» в суете дел — если камеру взял с собой, а не забыл по случайности дома. Пропуская важные исторические события вроде Бульдозерной выставки (1974), художник документировал ближайшее окружение, которое сегодня предстает как тесное сообщество, чья жизнь и стала материалом исторических изысканий. И сделалась видимой благодаря «инсайдерам» с их машинописными дневниками, архивными папками, «Зенитами» и «Никонами». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+