Из архивов пристрастного очевидца

№92, июнь 2021
№92
Материал из газеты

«Эссе о советском андеграунде» Валерия Вальрана — сборник статей, написанных в формате «о времени и о себе» свидетелем и участником многих значимых событий недавней эпохи

Геннадий Приходько. На выставке «Под парашютом». Ленинград. 1974. Фото: Борей Арт
Геннадий Приходько. На выставке «Под парашютом». Ленинград. 1974.
Фото: Борей Арт

Автор этой книги Валерий Вальран известен в нескольких ипостасях. Петербургский художник, чьи работы хранятся в Русском музее, «Эрарте» и других коллекциях. Куратор выставок, в том числе в галерее «Арт-коллегия», где работал с 1997 года. Автор статей и книг о ленинградском андеграунде и истории фотографии. Социолог, исследователь с ученой степенью, чья монография «Музей и общество» (в соавторстве с Екатериной Потюковой) вышла в 2015 году под его настоящей фамилией Козиев.

В нынешний сборник включены статьи о фигурах ленинградского андеграунда: художниках, фотографах, рок-музыкантах, а также заметки о культурной жизни тех лет. Часть статей уже публиковалась ранее, например в сборнике «Ленинградский андеграунд» (2003, ныне библиографическая редкость), а также в каталогах и буклетах выставок, но многое увидело свет впервые.

Наиболее подробно автор фокусируется на периоде 1960–1970-х годов. Последующие времена он тоже рассматривает, но менее детально и чаще как хронику событий. Впрочем, и в разговоре о шестидесятниках и семидесятниках Вальран в значительной степени выступает как биограф и летописец, а не теоретик и искусствовед. Почти все статьи выстроены в виде пространных жизнеописаний и архивных хроник со множеством деталей, передающих атмосферу времени, с цитатами из интервью, текстов художников и воспоминаний коллег, с описанием выставок, подпольных или разрешенных, и перечислением работ.

Валерий Вальран. «Эссе о советском андеграунде». СПб.: Борей Арт, 2020. 272 с.
Валерий Вальран. «Эссе о советском андеграунде». СПб.: Борей Арт, 2020. 272 с.

В своих текстах Вальран выступает не только как архивариус, но и как очевидец, участник, а в ряде случаев организатор описываемых событий. Друг и собеседник художников, сохраняющий материалы их биографий и в качестве исторически значимых документов, и как следы дружбы и личной привязанности, Вальран не скатывается в мемуаристику, умело балансируя между позициями сподвижника и включенного в процесс наблюдателя. В разговоре о художниках нельзя упрекнуть автора и в излишней субъективности: опираясь на письма, рукописи и личные беседы, он столь детально реконструирует представления об искусстве и картину мира отдельных персонажей, что происходит это, кажется, ценой частичного отказа от собственного критического языка.

Виктор Цой. 1985. Фото: Дмитрий Корадт/Борей Арт
Виктор Цой. 1985.
Фото: Дмитрий Корадт/Борей Арт

И если в одних случаях позиция автора как свидетеля времени, бывавшего в мастерской абстракциониста Евгения Михнова-Войтенко и не пропустившего поворотные для истории андеграунда выставки 1970-х, подкупает и заставляет проникнуться доверием к написанному, то в других пассажах книги это оказывается, скорее, минусом. Например, в текстах, где автор переходит к теоретизированию и делает исторические выводы и обобщения. Которые, складывается впечатление, основываются на личном опыте и наблюдениях и далеко не всегда подкреплены ссылками на соответствующие исследования и документы.

Справочного аппарата в книге недостает. Не для всех цитат указан источник, хотя сами они рассыпаны в статьях в изобилии. Факты зачастую приводятся без ссылок на подтверждающие их материалы, хотя кое-где, например в главе об идеологическом регулировании и запретах в области фотографии, они были бы весьма уместны. Наконец, в книге присутствуют тезисы если не спорные, то требующие уточнений. К примеру, слова о «публичной востребованности художественной культуры при отсутствии заказа на произведения искусства» в послевоенном СССР. Какого рода «заказ», на какие произведения и в какой мере отсутствовал? Даже в случае нонконформистов это выглядит неким упрощением: любители и коллекционеры их работ были и в советские годы.

От искусствоведческого и исторического текста ждешь выверенности и внимания к деталям. Но если автор жил и работал в определенную эпоху, помнит и осознает особенности и законы того времени — делает ли недостаток академичности его повествование менее ценным и значимым? Статьи, собранные в новом сборнике Валерия Вальрана, балансируют между историко-биографическими рассказами и личными впечатлениями от эпохи, и это в любом случае интересно прочесть.  

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+