Автопортрет Ман Рэя в перспективе и в ракурсе

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

Повествуя о себе, знаменитый сюрреалист не только подробно описывает свои работы, но и в мельчайших деталях дает увлекательную панораму эпохи

Ман Рэй. «Черное и белое». 1926. Фото: MAN RAY TRUST
Ман Рэй. «Черное и белое». 1926.
Фото: MAN RAY TRUST

Автобиография Ман Рэя (1890–1976), фотографа и художника, близкого к дада и сюрреалистам, увидела свет в 1963 году и не переиздавалась до конца 1990-х. Ее русский перевод впервые опубликован в издательстве «Клаудберри» вслед за воспоминаниями Надара, похожими на сборник авантюрно-мистической прозы, и Роберта Капы, писавшего о Второй мировой войне.

В ряду мемуарных публикаций, относящихся к первой половине ХХ века, «Автопортрет» выделяется тем, что сочетает в себе субъективное и историческое измерения. Книга пестрит фактами из истории модернизма, ман-рэевские трактовки которых, что удивительно, не отличаются от принятых искусствоведами, а также случаями из частной жизни художника и его окружения. Все это ловко перемешано на 500 страницах и способно увлечь читателей с самыми разными запросами и ожиданиями.

При этом Ман Рэй признается, что выстроить целостную канву истории не входило в его задачи, и факты он порой излагает частично и по верхам. Не упоминая дат, перепрыгивая через десятилетия и, увы, упуская подробности, о которых хотелось бы узнать именно от него. Например, как его имя Эммануэль Радницкий сократилось до емкого Ман Рэй. Зато описывает посещение Арсенальной выставки — Armory Show (1913), открывшей Америке европейский модернизм, рассказывает историю «Фонтана» Марселя Дюшана, не принятого как экспонат на Салон независимых (1917), а еще комментирует экспозицию Международной сюрреалистической выставки в Париже (1938) со множеством решений, не уступавших современным кураторским практикам.

Ман Рэй. Автопортрет. СПб.: Клаудберри, 2020. 504 с.
Ман Рэй. Автопортрет. СПб.: Клаудберри, 2020. 504 с.

Почти половина книги посвящена встречам с людьми: писателями, художниками, богемой тех лет. Портретная галерея Ман Рэя — панорама характеров, местами гоголевского типа. Он восхищается всеми, о ком пишет, отзывается о них с уважением и ценит их работы. Однако наделяет героев долей странности, представляя их как талантливых, но часто нелепых чудаков. Бранкузи — романтичный затворник, живущий взаперти в мастерской в самом центре Парижа, стилизовавший себя под дикаря и страдающий перфекционизмом во всем. Дюшан — молчаливый нонконформист, замкнутый эрудит, увлеченный шахматами больше, чем миром вокруг, и ради очередной партии манкирующий супругой в первую брачную ночь. Пикабиа — талантливый неумеха, не вписывающийся в действительность и не умеющий нравиться людям.

По-настоящему объемно автор передает атмосферу и быт времени: затхлый и консервативный Нью-Йорк начала века; бушующий Париж эпохи кубизма и сюрреализма; жизнь Франции, поделенной нацистами на оккупированную и неоккупированную зоны, откуда ему чудом удается бежать; послевоенный Голливуд, где он на время обосновался, и особенности нравов его обитателей. В этих пассажах Ман Рэй не гнушается самыми мелкими деталями и дает возможность буквально подышать воздухом того времени.

Чего Ман Рэй не замечает, так это возникновения нового витка современности, связанного с американским модернизмом в лице Поллока со товарищи. Об их существовании он, кажется, не подозревает и живет мыслями о Париже, куда все-таки возвращается после войны.

Факты, им сообщаемые, не всегда полны, но справедлива ли такая критика в адрес книги, главным героем которой остается сам художник (это определение ему намного ближе, чем фотограф)? На ее страницах он подробно описывает свои картины и задумки к ним: живопись для него важнее фотографии, по поводу которой он жалуется, что коммерческие заказы отвлекают от занятий искусством, хотя и позволяют безбедно существовать. Подробно пересказывает сюжеты фильмов, снятых им и его друзьями в период увлечения кино, историю возникновения и содержание работ в технике соляризации и рэйограммы, сделавших его известным. Наконец, излагает содержание собственных статей, мало кому сегодня известных и посвященных по большей части борьбе с предрассудками вокруг современного искусства.

Текст, написанный Ман Рэем как художником, воскрешает в памяти десятки изображений. И после прочтения автобиографии остается ощущение, что побывал на виртуальной выставке, которую никогда не видел в реальности. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+