Искусство не об искусстве

№49, январь 2017
№49
Материал из газеты

Все статьи Малевича из «Анархии»

Красный Малевич: статьи из газеты «Анархия». М.: Common Place, 2016. 384 с.
Красный Малевич: статьи из газеты «Анархия». М.: Common Place, 2016. 384 с.

Газета «Анархия» просуществовала около года и в 1918 году была закрыта большевиками. Рупор левого авангарда, она красноречиво напоминает сегодня об участии искусства как в эстетическом, так и в социальном преобразовании жизни тех лет.

Неизвестных текстов Казимира Малевича в этой книге нет, все они уже печатались в пятитомнике издательства «Гилея». Сочинения из «Анархии» составили один раздел, другой — работы, близкие им по содержанию. Многие, увы, без дат и источников, хотя они известны. В период сотрудничества с «Анархией» Малевич был причастен к Союзу художников-живописцев Москвы, ратовавшему за полную независимость авангарда от государства, обозначив радикальную перспективу, коей не суждено было открыться надолго. Малевич высказывает подобную позицию в газете из раза в раз, например в «Декларации прав художника». Фиксация этой исторической развилки и стоявшей за ней философии делает сборник максимально интересным, компенсируя нехватку редактуры.

Малевич выводит почти математическую формулу супрематизма, четко разводя его с беспредметничеством. Но по прочтении этих деклараций кажется, что отказ от мира предметов в живописи стал отказом от мира социальных конвенций и правил, а абстрактная геометрия «есть выражение экономического мирового движения», по «образу» которого и должно сложиться динамическое напряжение форм на белом холсте.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+