18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Видеть искусство по-настоящему

№29
Материал из газеты

Сборник эссе о ключевых явлениях культуры ХХ века

Вопреки названию, эта книга  британского арт-критика Джона Берджера содержит тексты не только о фотографии. Здесь есть статьи об архитектуре, группе De Stijl и даже массовых политических демонстрациях. Свое отношение к искусству критик характеризует как «неизменно и открыто политическое», подвергая нападкам кантовскую категорию незаинтересованного суждения вкуса, а бытование искусства рассматривая в контексте «гегемонии правящего класса». Основной призыв Берджера все-таки — видеть искусство по-настоящему. Именно этому мешает фетишизация искусства как собственности, считает он. Мешает видеть в произведениях «свидетельство процесса их создания… видеть их как нечто связанное с действием, а не как законченное достижение». Если вернуться к фотографии, то для каждого снимка, по мнению критика, необходимо воссоздавать присущий ему контекст. «…Контекст из слов, — подчеркивает он, — создать его из других фотографий, создать его, пользуясь его местом в непрерывном тексте, состоящем из фотографий и образов».

Этот подход Берджер переносит на изобразительное искусство в целом, утверждая, что «в современном музее произведение искусства любого периода следует показывать в контексте разнообразных процессов [мировой истории, развития технических средств, биографии автора]». Предлагает отказаться от привычного хронологического принципа и даже выставлять фоторепродукции картин наравне с оригиналами, предвосхищая стратегии современных музеев и кураторов (в статье Историческая функция музея, пророчески написанной аж в 1966 году, до выхода мировых «прогрессивных» кураторов на авансцену).

Рассуждая об «исторической функции» и социальном контексте произведений искусства, Берджер далек от «вульгарного марксизма», простого соотнесения искусства и общественных сил. В статье о Вальтере Беньямине, чьи взгляды во многом созвучны его собственным, он писал, что немецкий философ «хотел, чтобы искусство прошлого реализовывало себя в выборе, который сегодня совершают люди, определяя собственную историческую роль». Это желание можно приписать и самому Берджеру. Увидеть нелинейную связь прошлого и настоящего. Увидеть, как хорошее произведение искусства «переживает свою первоначальную цель». «Но это происходит потому, — добавляет он, — что другую цель удается различить в более поздний пе­риод». 

Берджер Д. Фотография и ее предназначения. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 240 с.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+