18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Видеть искусство по-настоящему

№29
Материал из газеты

Сборник эссе о ключевых явлениях культуры ХХ века

Вопреки названию, эта книга  британского арт-критика Джона Берджера содержит тексты не только о фотографии. Здесь есть статьи об архитектуре, группе De Stijl и даже массовых политических демонстрациях. Свое отношение к искусству критик характеризует как «неизменно и открыто политическое», подвергая нападкам кантовскую категорию незаинтересованного суждения вкуса, а бытование искусства рассматривая в контексте «гегемонии правящего класса». Основной призыв Берджера все-таки — видеть искусство по-настоящему. Именно этому мешает фетишизация искусства как собственности, считает он. Мешает видеть в произведениях «свидетельство процесса их создания… видеть их как нечто связанное с действием, а не как законченное достижение». Если вернуться к фотографии, то для каждого снимка, по мнению критика, необходимо воссоздавать присущий ему контекст. «…Контекст из слов, — подчеркивает он, — создать его из других фотографий, создать его, пользуясь его местом в непрерывном тексте, состоящем из фотографий и образов».

Этот подход Берджер переносит на изобразительное искусство в целом, утверждая, что «в современном музее произведение искусства любого периода следует показывать в контексте разнообразных процессов [мировой истории, развития технических средств, биографии автора]». Предлагает отказаться от привычного хронологического принципа и даже выставлять фоторепродукции картин наравне с оригиналами, предвосхищая стратегии современных музеев и кураторов (в статье Историческая функция музея, пророчески написанной аж в 1966 году, до выхода мировых «прогрессивных» кураторов на авансцену).

Рассуждая об «исторической функции» и социальном контексте произведений искусства, Берджер далек от «вульгарного марксизма», простого соотнесения искусства и общественных сил. В статье о Вальтере Беньямине, чьи взгляды во многом созвучны его собственным, он писал, что немецкий философ «хотел, чтобы искусство прошлого реализовывало себя в выборе, который сегодня совершают люди, определяя собственную историческую роль». Это желание можно приписать и самому Берджеру. Увидеть нелинейную связь прошлого и настоящего. Увидеть, как хорошее произведение искусства «переживает свою первоначальную цель». «Но это происходит потому, — добавляет он, — что другую цель удается различить в более поздний пе­риод». 

Берджер Д. Фотография и ее предназначения. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 240 с.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+