18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Вторичные признаки эпохи перемен

№90
Материал из газеты

Монография Олеси Авраменко посвящена вопросам гендера — как они воспринимались художниками вне советской обоймы

Само по себе появление этой работы воодушевляет. Книга «Гендер в советском неофициальном искусстве» — переработанный текст написанной, но не защищенной Олесей Авраменко кандидатской диссертации. Неофициальное искусство в ней рассматривается на примере московской концептуальной школы (МКШ). На материале работ принадлежавших к ней художников и жизни сообщества прослеживается восприятие и отражение «гендерно чувствительной тематики»: «сексуальность, телесность, деторождение… социальные отношения полов… вопросы иерархии, эксплуатации, социального исключения». Проблему гендера автор стремится охватить широко и с опорой на множество тем. Это определяет плавающую оптику самого текста, которая с художественных практик то и дело смещается на социальный контекст и уходит в пространные исторические экскурсы.

Книга состоит из трех глав — о феминности, маскулинности и творческих парах в круге МКШ. Материалом для анализа послужили не только произведения искусства и научная литература о них, но и свидетельства художников: воспоминания, статьи, письма и интервью. Многие — из числа уже ранее опубликованных (работа в архивах автором не велась). У некоторых из своих героев Авраменко взяла интервью специально для этого исследования — они приведены в приложении и составили почти половину книги.

Экскурсы в историю гендерной политики в СССР, анализ повседневной жизни неофициальной Москвы и разбор художественных проектов здесь плотно переплетаются между собой. В главе о художниках-женщинах рассматривается советский «гендерный контракт», предполагавший двойной труд женщин — на работе и дома. Характерные темы и черты искусства художниц разбираются на примере Лидии Мастерковой («женские» техники работы с текстилем), Риммы Герловиной (телесность и тактильность), перформансов дуэта ТОТАРТ (беременность и рождение детей).

Исторический обзор в книге может перетекать в искусствоведческое эссе, переключаясь далее на анализ речи интересующих автора персонажей. Текст Авраменко насыщен подробностями и нередко выходит за рамки заявленного исследования. Это естественно для монографических работ, но не всегда идет им на пользу. От одного вывода и заявления к другому автор порой переходит слишком быстро, не раскрывая и не подкрепляя аргументами предыдущее утверждение. Отметив созвучность объектов Риммы Герловиной концепции «перформативного гендера» Джудит Батлер, Авраменко этот тезис не развивает. Хотя из дальнейших ее рассуждений следует, что конструктивистская перспектива Батлер была чужда советскому пониманию гендера: никто из героев книги вопрос о природе гендера в таком ракурсе не ставил. Акция «Оплодотворение земли» группы «Гнездо», по мнению автора, «считывалась зрителями… как проявление институциональной критики». При этом вопрос, какие именно институты и как критиковали здесь художники, остается без разъяснений и комментариев.

Все это соседствует с историческими неточностями. Выставку «Работница» 1990 года в галерее L автор называет первой женской выставкой, но это не так. До нее в Москве проходили события под кураторством Ларисы Пятницкой, а также Натальи Каменецкой, Ирины Сандомирской и объединения «ИдиомА» — этот факт задокументирован и отражен в литературе. Не говоря о проходивших с 1989 года выставках куратора Олеси Туркиной в Ленинграде.

Не всегда последовательным выглядит и выбор художников. Пространные пассажи посвящены Татьяне Назаренко, к неофициальному искусству не относившейся. Или группе «Фабрика найденных одежд», возникшей в середине 1990-х в Санкт-Петербурге, а не в круге МКШ. И раз искусство города на Неве все же фигурирует в тексте Авраменко, странным кажется неупоминание работ Беллы Матвеевой, Тимура Новикова и Мамышева-Монро с их гендерными экспериментами и гомоэротической перспективой. О которой — что удивительно, учитывая тему исследования, — в книге нет ни единого слова. И это обстоятельство никак автором не оговорено.

Интервью в приложении Авраменко называет главной ценностью книги. И не зря. Как и в основном ее тексте, в них множество живых и интересных деталей, а ответы художников выходят за рамки задаваемых им вопросов. И это созвучно неоднородности гендерной проблематики, претендующей сегодня на главенствующую роль в деле анализа текучей современности.  

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+