Не раскрывая карт

№30, январь-февраль 2015
№30
Материал из газеты

Галерея «Наши художники» издала мемуары Аристарха Лентулова

Автопортрет. Le Grand Peintre
Автопортрет. Le Grand Peintre

Аристарх Лентулов знаменит как основатель «Бубнового валета» и с картинами этого периода (Автопортрет. Le Grand Peintre; Василий Блаженный) ассоциируется в первую очередь. Он также преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, о чем известно меньше, работал в театре и даже состоял в АХРР (результаты этой его деятельности почти неизвестны).
Судя по воспоминаниям, «Бубновый валет» сам Лентулов видел главным делом всей жизни. В тексте он подчеркивает свою роль в жизни объединения, акцентирует его значение для России (и мира в целом), открещивается от ярлыка вторичности по отношению к Сезанну и Матиссу, которым награждали «валетовцев» уже тогда. Даже при подготовке поздних персональных выставок Лентулова заботит судьба именно ранних картин. «Мне предстояло выдержать экзамен и за себя, и за всю группу», — писал он о выступлении перед жюри накануне ретроспективы 1933 года.

Главы о «Валете» написаны наиболее остро и живо (и достоверно, судя по научным комментариям в приложении). Они позволяют «понюхать воздух», которым дышали художники лентуловского круга. Практически все прочие явления культурной — и общественной — жизни для художника остаются за кадром. Авангард он ненавидит, именует «чертовщиной», «какими-то Малевичами» или «искусствами, по которым прошлась… аттилова нога». Революция описана через выставки, где художник участвовал, а страницы о 1940 годе полны восхищений красотой Москвы. Память Лентулова избегает острых углов и подробностей эпохи. Новый советский реализм, поездки на заводы Донбасса в 1930-е (возможные только с официального дозволения), увлечение индустриальной тематикой — в рассказах об этом Лентулов оперирует «дореволюционными» категориями живости цвета, эмоций, мастерства. Изгиб фабричной трубы восхищает его так же, как и изгиб мясистой тыквы на украинском базаре, а настоящее идеологическое искусство видится «серым, средним» (Александр Герасимов, Исаак Бродский) или «просто плохим» (Василий Ефанов, Павел Соколов-Скаля).

Потому заставляют недоумевать поздние главы с казенными фразами о пролетарском искусстве, яростным одобрением постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» и прочей канцелярщиной. Впрочем, при давлении, оказывавшемся на интеллигенцию, это, кажется, было неизбежной данью времени. Да и рукопись столь «большого» человека, каким сделался Лентулов в СССР, вполне могла попасть в руки КГБ. Свой жизненный путь надлежало «оформить» в правильном свете, это становилось элементарной мерой предосторожности.

«Лоскутным одеялом» однажды окрестил творчество художника критик Абрам Эфрос. «Если это опыты, в них нет системы; если это развитие, — в нем нет обязательности», — писал он в статье о персональной лентуловской выставке 1933 года. Мемуары, похоже, стали для автора попыткой помыслить это «одеяло» из Василия Блаженного; Перехода через Сиваш и фабричных труб как непротиворечивое целое.

Лентулов А. Воспоминания. СПб.: Петроний, 2014. 288 с.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+