«ВЫСТАВКА ГОДА»
«Революция. Русское искусство 1917–1932 годов». Королевская академия художеств, Лондон (Великобритания). 11 февраля — 17 апреля 2017
Президент академии: Кристофер Ле Брюн
Генеральный директор академии: Чарльз Сомарез Смит
Кураторы выставки: Энн Дюма, Джон Милнер, Наталия Мюррей
Юбилей революционных событий в России послужил хорошим поводом, чтобы продемонстрировать в Лондоне панораму раннего искусства Страны Советов. В качестве своеобразного прототипа проекта Revolution: Russian Art 1917-1932 выступала выставка 1932 года, посвященная 15-летию революции и прошедшая в Русском музее (ее устройством ведал художественный критик Николай Пунин). В частности, около 30 архитектонов и картин Казимира Малевича были показаны в Лондоне именно таким образом, как некогда задумывалось для Ленинграда. Однако произведениями авангарда (среди авторов — Василий Кандинский, Любовь Попова, Александр Родченко, Владимир Татлин) дело не ограничилось. В залах академии были представлены работы Исаака Бродского, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина и многих других художников — всего было показано 200 произведений из Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций.
Устроители стремились продемонстрировать британской публике срез искусства, которое ей мало знакомо. Если работы отдельных художников русского авангарда нередко присутствуют на выставках в Европе и Америке, то творчество многих их современников и соотечественников во многом еще терра инкогнита для западных зрителей. Несмотря на то что концепция выставки подразумевала определенный идеологический ракурс, все же можно утверждать, что интерес к ней определялся не только фактами политической истории, но и художественными аспектами. Стоит добавить, что выставка широко и обстоятельно освещалась в британских средствах массовой информации.
IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Уральский филиал РОСИЗО — ГЦСИ, Екатеринбург (Россия). Основной проект на Уральском приборостроительном заводе; различные площадки в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Тюмени. 14 сентября — 12 ноября 2017
Комиссар биеннале: Алиса Прудникова
Куратор основного проекта: Жоан Рибас (Португалия)
Темой очередной Уральской индустриальной биеннале стала «Новая грамотность». Имелось в виду, что индустриальная революция постепенно перерастает в цифровую и это требует от социума в целом и от каждого в отдельности адаптации и новых навыков. Куратор основного проекта организовал экспозицию в рамках трех разделов: «Изображение как свидетель», «Хореографии капитализма» и «Сопротивляющееся слово». Как и прежде, биеннале продолжает культивировать участие представителей многих стран: на этот раз были представлены 60 художников и арт-групп из 12 государств.
С момента основания в 2010 году биеннале в Екатеринбурге держится линии, подчеркнутой словом «индустриальная». Современное искусство здесь перелагается на язык производства, фабричности, технологии и всего, что с этим сопряжено. Региональный арт-проект вошел в число наиболее значимых для художественной жизни страны в целом и стал известен на международной сцене. Местные тренды набирают устойчивость и перерастают в традицию; помимо основного проекта (всегда в разных местах города), поддерживается практика арт-резиденций, выездных выставок, коллаборации с другими городами Урала и Сибири.
«Цай Гоцян. Октябрь». Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва (Россия). 13 сентября — 12 ноября 2017
Директор музея: Марина Лошак
Куратор выставки: Александра Данилова
Всемирно известный китайский художник Цай Гоцян (р. 1957) создавал эту серию работ специально для Пушкинского музея в Москве. Проект под названием «Октябрь» был приурочен к 100-летию революции 1917 года, однако автор прямому высказыванию предпочел метафорические решения. Выставка начиналась с инсталляции «Осень» из детских колясок и кроваток перед входом в музей и продолжалась в основном здании столь же эффектными инсталляциями и пороховыми картинами, которыми знаменит Цай Гоцян.
Представляется важным, что к осмыслению феномена русской революции подключился художник из Китая — страны, на чей исторический путь в ХХ веке события 1917 года повлияли особым образом. И не менее примечательно, что для своего проекта Цай Гоцян выбрал интонации философские и отчасти лирические, образно сопоставив мечты и чаяния отдельного человека с утопическими идеалами преобразования мира. Дополнительное обаяние выставке придало то обстоятельство, что автор, работая с формами современного искусства, сумел органично и эффектно внедрить их в классическое музейное пространство.
МУЗЕЙ ГОДА
Государственная Третьяковская галерея
Москва, Лаврушинский пер., д. 10
Директор музея: Зельфира Трегулова
Третьяковская галерея — один из старейших в стране и наиболее значительных музеев национального искусства. В состав этого музейного объединения, помимо исторического здания и Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке, входит пространство на Крымском Валу, недавно получившее название «Новая Третьяковка», и ряд малых музеев.
В последнее время Третьяковская галерея динамично развивается, причем сразу по нескольким направлениям. Яркая выставочная программа — из крупных проектов 2017 года упомянем «Оттепель», «Зинаида Серебрякова», «Дмитрий Жилинский. Ближний круг», «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения», «Некто 1917», «Эль Лисицкий. El Lissitzky» (совместно с Еврейским музеем), а также основной проект «Заоблачные леса» Московской биеннале современного искусства — не ограничивается пределами столицы. Например, в Казани прошла выставка «Гений века», устроенная в рамках долгосрочного партнерства музея с Республикой Татарстан. Налажено сотрудничество и с другими российскими регионами.
Музей провел смелый ребрендинг, приняв новый логотип. Отметим и успех просветительской программы «Интенсив XX» в Московском метрополитене, включавшей в себя музейный поезд и дизайнерское оформление станции «Парк культуры». В Новой Третьяковке трансформировано пространство для посетителей, в Инженерном корпусе открылся кинотеатр со специально подобранным репертуаром. В 2018 году завершится строительство нового музейного здания на Кадашёвской набережной. Важная новость конца 2017-го — включение в постоянную экспозицию ГТГ легендарного махолета Владимира Татлина «Летатлин».
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Москва, ул. Волхонка, д. 12
Директор музея: Марина Лошак
Открытый в 1912 году в качестве образовательного учреждения при университете, музей первоначально обладал коллекцией преимущественно слепков и копий произведений мировой художественной культуры. За последующие десятилетия ГМИИ превратился в настоящую сокровищницу с богатейшими фондами. Нынешний музейный ансамбль на Волхонке работает с большой интенсивностью; параллельно идет расширение территории со строительством и реконструкцией ряда зданий по программе создания музейного городка.
Сегодняшняя жизнь музея во многом определяется процессами строительства и реконструкции, однако для внешней аудитории они мало заметны. Никакой паузы в деятельности ГМИИ не предусмотрено — более того, его публичная деятельность становится все разнообразнее и весомее. В первую очередь это касается выставок. В 2016–2017 годах здесь состоялись знаковые для российских зрителей показы — упомянем хотя бы «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе», «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», «Сокровища Нукуса», «Джорджо Моранди», «Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники», «Цай Гоцян. Октябрь», «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)», «Хаим Сутин. Ретроспектива».
В уходящем году в рамках параллельной программы Венецианской биеннале Пушкинский представил специальный международный проект «Человек как птица. Образы путешествий», посвященный современному медиаарту. Не забыты и привычные, традиционные для этого музея форматы: очередной музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» сопровождается выставкой «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век», куратором которой выступила легендарный президент ГМИИ Ирина Антонова.
Музей современного искусства «Гараж»
Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32
Основатель музея: Дарья Жукова
Директор музея: Антон Белов
Главный куратор: Кейт Фаул
С момента основания в 2008 году «Гараж» не просто претендует на статус модного места, но и позиционирует себя как важную институцию по всему спектру вопросов современного искусства. С этой ролью музей успешно справляется, инициируя множество событий и процессов, имеющих первостепенное значение для архивации, изучения и популяризации современного искусства — российского и зарубежного.
Здесь показывают значимые тематические и персональные выставки. В 2017 году особым интересом и вниманием публики пользовались Триеннале российского современного искусства (этот проект станет регулярным) и грандиозное шоу звезды японского искусства Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Стоит отметить также выставки «Музыка на костях», «Худпром Конго: живопись для народа», «Холин и Сапгир. На правах рукописи», «Твой возраст и мой возраст и возраст радуги» Уго Рондиноне, «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал», «Облако ложного прочтения» Рэймонда Петтибона.
Здесь традиционно сильна образовательная программа для детей и взрослых, открыта для общего доступа богатейшая библиотека по современному искусству. Платформа под названием «Архив „Гаража“» проводит многогранные исследования недавней художественной истории. С 2012 года действует собственная грантовая программа для молодых художников, а в 2016-м была запущена еще и грантовая программа «Искусство и технологии» в партнерстве с BMW. Не первый год продолжается и совместная издательская программа «Гаража» и Ad Marginem Press, которая была отмечена премией нашей газеты в 2015-м.
РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА
Фрески церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове
Работы выполнили: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, Межобластное научно-реставрационное художественное управление
Храм XV века в селе Мелётово Псковской области является эталонным памятником псковской архитектуры и живописи эпохи расцвета местной школы. Созданные в 1465 году росписи уникальны по своим художественным качествам и иконографии: ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве. На протяжении лета и начала осени 2017 года реставраторы проводили экстренные противоаварийные работы по спасению фресок.
Ученым пришлось бить тревогу и взывать к властям, когда стало понятно, что церковь в Мелётове может обрушиться уже нынешней зимой. Проблема усугублялась тем, что в октябре 2017-го подведомственная Министерству культуры РФ структура неожиданно отменила конкурс на разработку научно-проектной документации для предстоящей реставрации храма. Благодаря усилиям специалистов и всех заинтересованных лиц (The Art Newspaper Russia не раз публиковала материалы на эту тему) критическая ситуация была преодолена, церковь — возвращена в план министерства по реставрации, обещано выделение средств на необходимые работы по спасению фресок и здания.
Комплекс зданий и сооружений станций Московской окружной железной дороги (1903–1908). Станции Андроновка, Белокаменная, Владыкино, Воробьевы Горы, Канатчиково, Кожухово, Кутузово, Лефортово, Лихоборы, Пресня, Серебряный Бор, Угрешская, Черкизово
Пользователь: ОАО «РЖД»
Научно-методическое руководство: Татьяна Балясникова, Лев Павловский, Татьяна Родина, Татьяна Семенова, ООО «Международный центр „Проект Цвет Дизайн“»
Московская окружная железная дорога (МОЖД) была построена в 1903–1908 годах по проекту инженера Петра Рашевского, станции в основном были спроектированы архитекторами Александром Померанцевым и Николаем Марковниковым. Дорога была построена как грузовая, однако до 1934 года перевозила и пассажиров. Здания станций и служебные постройки (будки, водонапорные башни, ремонтные мастерские, казармы) были возведены в едином стиле московский модерн, который нередко маскировал их сугубо служебное предназначение.
В 2011 году РЖД и правительство Москвы учредили компанию по реконструкции МОЖД. В 2015 году РЖД покинула проект, ее долю выкупили столичные власти, однако исторические постройки остались в ведомстве РЖД. Движение по дороге, вошедшей в систему городского метрополитена как Московское центральное кольцо (МЦК), началось в 2016 году.
Сохранившиеся здания МОЖД имеют статус объектов культурного наследия. В 2016–2017 годах на них были проведены наружные реставрационные работы, вернувшие зданиям первоначальный вид. К счастью, вся историческая документация сохранилась, в том числе «Альбом исполнительных типовых чертежей» 1903–1908 годов. Благодаря этому точно восстановлена, в частности, историческая раскраска зданий — терракотовая с белыми деталями (последние десятилетия большинство построек были голубыми). Теперь все павильоны: от чисто технических будок централизации до праздничного вокзала станции Воробьевы Горы — выглядят точно так же, как 100 лет назад. Многие из них можно рассмотреть из окон электропоездов МЦК.
Конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны»
Работы выполнили: Государственный исторический музей (директор Алексей Левыкин), Государственный научно-исследовательский институт реставрации (директор Дмитрий Антонов)
Руководитель работ по консервации и реставрации в ГосНИИР: Мария Чуракова
Художники-реставраторы: Екатерина Алешкина, Софья Мартьянова, Елена Юровецкая
Подрамник и киот: Артем Романов
Технико-технологические исследования: Ирина Кадикова, Екатерина Морозова
Фотофиксация: Антон Михайлов
Реставрация живописного слоя в ГИМ: Ирина Крылова
Конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны», посвященная русско-турецкой войне 1735–1739 годов, была создана в Киеве неизвестным автором тогда же, предположительно в 1737-м. Произведение выполнено на шелковой основе из трех сшитых кусков (общий размер 170х145 см) с использованием масляных красок, темперы, позолоты и чернил. В начале ХХ века конклюзия принадлежала князю Феликсу Юсупову, с 1930 года она находится в собрании Государственного исторического музея.
Реставраторы музея и ГосНИИР укрепили шелковое полотно, подрамник и киот, очистили от загрязнений и провели реставрацию красочного слоя. Отметивший в 2017 году 60-летие ГосНИИР — один из главных российских реставрационных центров, где разрабатываются стандарты и методики работы с самыми сложными техниками и предметами. Конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны» как раз такой случай.
Конклюзией назывался жанр, основанный на соединении литературы и живописи; для него характерно сочетание аллегорической композиции с текстом, в котором содержится комментарий к изображению. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны» является важным аллегорически насыщенным и художественно выразительным образцом искусства послепетровской эпохи. Еще до революции произведение неоднократно реставрировалось без учета его технико-технологических особенностей, что в немалой степени осложнило нынешние работы.
КНИГА ГОДА
«Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI–XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края» (Пермь: Пермская государственная художественная галерея, 2017)
Издана в рамках программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В.Потанина
Авторы концепции: Ксения Велиховская, Евгений Корнеев, Зинаида Мехреньгина, Юлия Тавризян, Татьяна Юдкевич
Фундаментальный альбом «Вклад» повествует о культурно-историческом наследии рода Строгановых, или, если говорить точнее, о сольвычегодской и пермской его части в хронологических рамках XVI–XVII веков. Сразу после того, как в 1515 году купцы-промышленники Строгановы основали на реке Вычегде первые солеварни, здесь стала развиваться художественная культура, связанная с украшением Благовещенского собора. Именно в Сольвычегодске выросла и окрепла знаменитая строгановская школа иконописи, сложились традиции лицевого шитья и серебряного дела, возникла школа усольской эмали. В книге, которая готовилась на протяжении пяти лет, подробно исследуются все грани и оттенки тех исторических процессов.
Богато иллюстрированное издание стало результатом долгого и основательного межмузейного сотрудничества. Этот альбом служит ярким примером того, насколько плодотворным может быть партнерство музейных специалистов из различных институций, когда перед ними стоит общая задача. Изучение и популяризация наследия Строгановых позволяют лучше понять и оценить культуру Русского Севера — одного из корневых явлений отечественной культуры в целом.
Розалинд Полли Блейксли. "Русский холст: живопись в Российской империи, 1757-1881". Yale University Press, 2016
Монументальный труд британского искусствоведа Розалинд Полли Блейксли «The Russian Canvas. Painting in Imperial Russia 1757–1881» посвящен исследованию русской национальной школы живописи XVIII и XIX столетий. Книга охватывает период с 1757 года, когда была основана Императорская академия художеств в Санкт-Петербурге, по 1881-й, год убийства Александра II. Автор рассматривает процессы, происходившие в тогдашней художественной жизни России, и обстоятельно характеризует как отдельных живописцев, так и возникавшие сообщества, например Товарищество передвижных художественных выставок. Издание содержит многочисленные иллюстрации.
В британской прессе эту работу назвали «долгожданной и впечатляющей». Впервые на английском языке появилась книга, где столь подробно и объективно рассказано о том периоде русского искусства, который мало известен читателям и зрителям за пределами России. Хрестоматийные для отечественной аудитории фигуры: Карл Брюллов, Алексей Венецианов, Илья Репин, Алексей Саврасов и десятки других — представлены в этом издании не только как знаменитости местного масштаба, но и как художники, значимые для мирового искусства в целом. Необходимо добавить, что книга блестяще написана с точки зрения языка и стиля.
Андрей Хлобыстин. «Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века» (СПб.: Издательство «Борей Арт», 2017)
Художник и искусствовед Андрей Хлобыстин на протяжении многих лет выступал в качестве архивариуса петербургского независимого искусства, будучи при этом свидетелем и участником ряда важных событий. Своего рода итогом его наблюдений и исследований стала книга «Шизореволюция», где рассматриваются различные феномены из сферы неофициальной культуры 1980–1990-х.
В этом внушительном труде автор рассматривает Ленинград-Петербург как особый город — не только культурную столицу в привычном смысле, но и оплот всяческих андерграундных, контркультурных, эпатажных движений. Андрей Хлобыстин не обходит вниманием ни один из заметных питерских трендов прежних лет, будь то рок-музыка, сквоты или молодежные группировки. Более всего автору интересны процессы, происходившие в художественной жизни города трех революций, и даже сам исследуемый период Хлобыстин не без парадокса именует «русской шизореволюцией».
ЛИЧНЫЙ ВКЛАД
Алексей Ананьев
Основатель Музейно-выставочного комплекса «Институт русского реалистического искусства» в Москве
Владелец крупнейшей в России публичной частной коллекции соцреалистического (и шире, советского) искусства, Алексей Ананьев в декабре 2011 года открыл Музейно-выставочный комплекс «Институт русского реалистического искусства» в одном из старинных корпусов отреставрированной Московской ситценабивной фабрики. Помимо выставочной и образовательной деятельности в стенах ИРРИ, Алексей Ананьев выступает инициатором гастрольных проектов. Главным из них в 2017 году стала передвижная художественная выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» (в партнерстве с Государственной Третьяковской галереей и Ингосстрахом). Более 100 полотен кисти Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Юрия Пименова и других авторов отправились в тур по российским городам, от Калининграда до Владивостока. А в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, благодаря усилиям тех же организаторов, зрители смогли увидеть мультимедийный проект «Шедевры без границ».
Наталия Опалева
Основатель и генеральный директор Музея Анатолия Зверева в Москве
Музей AZ — один из самых молодых в Москве, он был основан в 2013-м, а свои двери для зрителей открыл двумя годами позже. Музей обладает собственной коллекцией, в основу которой положено личное собрание Наталии Опалевой, а также дар Алики Костаки, дочери легендарного коллекционера. Поскольку здание на 2-й Тверской-Ямской улице невелико размером, институция предпочитает работать в формате временных выставок. На этом поприще ей быстро удалось достичь впечатляющих результатов. В 2017 году музей на своей территории реализовал проекты «Сказки Андерсена», «Игра», «Атака Дон Кихотов. Дали. Зверев» — кураторски выигрышные и сопровожденные эффектным дизайном. Не остались без внимания прессы и публики показы «в чужих стенах»: в Новом пространстве Театра наций состоялась зрелищная выставка «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский», а в конце года в новом выставочном зале Российского государственного архива литературы и искусства открылась экспозиция «Тебе — через сто лет…», приуроченная к 125-летию Марины Цветаевой, партнерство с Музеем AZ сыграло здесь чрезвычайно важную роль. В сентябре каталог коллекции Опалевой под названием «Советский Ренессанс» победил в конкурсе «Книга года» в номинации «Арт-книга».
Тамаз и Ивета Манашеровы
Коллекционеры, основатели фонда «U-Art: Ты и искусство» в Москве
Для развития меценатской деятельности Тамаз и Ивета Манашеровы в 2008 году основали культурно-благотворительный фонд U-Art, который долгое время был основным партнером Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация». Фонд поддерживает проведение различных художественных выставок и музыкальных фестивалей, выпускает книги и фильмы об искусстве. Среди недавних и наиболее важных проектов, где Манашеровы выступили как инициаторы и соорганизаторы, — выставка «Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники», проходившая в ГМИИ им. А.С.Пушкина с декабря 2016-го по март 2017-го.
Леонид Михельсон
Основатель фонда «Виктория — искусство быть современным» (V–A–C)
Фонд V-A-C, основанный в 2009 году, призван развивать современную российскую художественную культуру и содействовать ее продвижению на международной арт-сцене. Инициатива постепенно набирала обороты, и сейчас уже можно смело говорить о том, что фонд приобрел достаточный вес и солидную репутацию. V–A–C выступает партнером таких интернациональных форумов, как Венецианская биеннале и Manifesta, сотрудничает с Музеем Тейт и Whitechapel Gallery, поддерживает создание произведений современными авторами. В 2017 году фонд обзавелся собственным пространством в Венеции, в Палаццо на Дзаттере, где провел успешные выставки «пространство, сила, конструкция» и «Электрическая запятая». Будущий дом V–A–C в Москве — здание бывшей ГЭС-2 — активно реконструируется. Имеется у фонда и собственное издательство, ориентированное на выпуск книг о современном искусстве. В 2017 году фонд организовал проект V–A–C Live: Тино Сегал — работы художника были представлены в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, а также провел серию проектов в рамках программы «Карт-бланш».
Софья и Роман Троценко
Основатели Центра современного искусства «Винзавод» в Москве
В 2017 году Центр современного искусства «Винзавод», основанный супругами Троценко, отметил свое десятилетие. За эти годы он стал неотъемлемой и весьма значимой частью московского художественного ландшафта. Главный столичный арт-кластер пользуется неизменной популярностью у публики. Помимо деятельности базирующихся здесь ведущих российских галерей, «Винзавод» как художественная институция инициирует и реализует собственные проекты. В частности, юбилейный год отмечен циклом выставок «Прощание с вечной молодостью», курируемых Николаем Палажченко. Летом 2017-го запущен новый проект под названием «Открытые студии» — симбиоз арт-резиденции и интерактивного шоу. Продолжает активно работать площадка «Старт» для молодых и начинающих авторов. Умение совмещать успешную бизнес-модель с разнообразными некоммерческими программами — одна из отличительных черт «Винзавода», ставшего образцом для множества инициатив подобного рода по трансформации промзон в культурные кластеры.