The Art Newspaper Russia
Поиск

Фасад Пушкинского музея скрылся за пирамидой из детcких колясок и кроваток

Юбилей революции музей отметит выставкой Цай Гоцяна, одного из главных китайских художников современности

О выставке в Москве в Пушкинском музее Цай Гоцян (р. 1957) мечтал с детства. С Россией художника связывает гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Его детство и молодость пришлись на время коммунистического режима в Поднебесной и СССР — влияние последнего распространялось на все сферы жизни. Тогда первым и одним из главных художественных впечатлений для Цай Гоцяна стал русский реализм, у которого, по словам художника, он многому научился. Несмотря на то что в Китае художник давно не живет (в 1986 году он переехал в Японию, а в 1995-м — в Нью-Йорк), интерес к реализму никуда не делся. У Цай Гоцяна даже есть собственная коллекция работ соцреалиста Константина Максимова, оказавшего огромное влияние на становление китайской живописи.

Его выставка в ГМИИ, первая в России, помимо раскрытия очевидных исторических параллелей между двумя странами, станет для художника возможностью поговорить и о судьбе маленького человека во времена серьезных потрясений. Откроет экспозицию монументальная инсталляция «Осень», которая будет встречать зрителей перед главным зданием. В музейном дворике уже появилась гора из 350 пожертвованных москвичами детских колыбелек и колясок, сквозь которые прорастают березки, позаимствованные, вероятно, из любимых художником пейзажей Исаака Левитана. По словам Цай Гоцяна, «Осень» станет его рассказом о течении времени, «гробницей утопических мечтаний» и одновременно «памятником человеческому стремлению к лучшему обществу».

Внутренние пространства музея тоже превратятся в мегаинсталляцию, и неудивительно, учитывая, что Цай Гоцян по образованию сценограф и свои выставки выстраивает максимально зрелищно. Большинство его проектов, начиная с взрывающихся неоном автомобилей в Музее Гуггенхайма в Бильбао и заканчивая настоящими фейерверками на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Пекине, в первую очередь впечатляют визуально. За это же художника нередко критикуют: мол, за внешней красотой теряется содержание.

Московская выставка обойдется без фирменных фейерверков художника, но покажет другую его технику — пороховую живопись, с которой он начал экспериментировать еще студентом. Порох, одно из самых древних китайских изобретений, был неотъемлемой частью жизни Цай Гоцяна на родине. Он вспоминает, что «видел, как его использовали и в хороших, и в плохих целях, для уничтожения и для восстановления». В Пушкинском покажут три 20-метровых свитка, созданных в технике пороховой живописи уже в Москве, незадолго до открытия выставки. Первое произведение — монохромная «Река» — было выполнено в процессе перформанса, который состоялся 4 сентября на ВДНХ в павильоне № 22, временной мастерской художника. Через два дня Цай Гоцян создал каллиграфию «Звук» — выжженную на полупрозрачном шелке строку из «Интернационала». Это первый опыт художника с пороховой каллиграфией на русском языке. Наконец, 10 сентября китайский художник выполнил разноцветную композицию «Сад», снова в технике пороховой живописи, но уже полихромной. Также в ГМИИ можно будет увидеть небольшую скульптуру Цай Гоцяна, его ученические штудии и эскизы к пиротехническим спектаклям.

13.09 — 12.11
ГМИИ имени А.С.Пушкина
Просмотры: 3410
Популярные материалы
1
Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»
Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий.
09 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
5
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
В испанском монастыре порвалось упавшее со стены «Распятие» Тициана
Полотно XVI века сразу же отправили на реставрацию, содействие которой окажут специалисты Музея Прадо.
09 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru