The Art Newspaper Russia
Поиск

На семи холмах российского современного искусства

За неполных полтора года собрать выставку из 70 участников и 30 городов — в России такое под силу считаному числу культурных институций, поэтому первая Триеннале российского современного искусства, открывшаяся в музее «Гараж», уже стала событием

Организаторы отказались от общей кураторской идеи, определив семь сюжетов, названных «директориями», а команда из семи кураторов старалась не подвергать художественный материал давлению концепций. Но, несмотря на это, придуманные семь разделов выставки смотрятся искусственно: авторы практически в каждой директории взаимозаменяемы. Таус Махачева, определенная в «Верность месту», в такой же степени владеет «Общим языком», как и получившие его от кураторов краснодарцы ЗИП, которые заслуживают оказаться в директории «Мастер-фигура» гораздо больше, чем Павел Шугуров и его проект «33+1», доводящий до абсурда кабаковскую «персонажность». Наоборот, Александру Шишкину-Хокусаю, которого назначили по ведомству стрит-арта, повезло: за стенами «Гаража» известному театральному художнику досталась эффектная парковая руина предыдущего музейного здания, временного павильона Шигеру Бана, на крыше которого он расставил фанерные скульптуры, передав московскому ЦПКиО привет от петербургского Летнего сада. Одну из самых больших плоскостей за всю карьеру граффити-райтера официально получил в свое распоряжение Кирилл Кто: на стене административного корпуса появилась хорошо видная с Крымского моста яркая многоцветная надпись «Спасибо за внимание и попытку понимания». Гонорары, приглашение всех авторов в Москву, неограниченная техническая поддержка — все это по достоинству оценили многие участники триеннале.

Устроители ориентировались на созданное в отечественном искусстве последних лет, но в общей экспозиции нашли свое место работы с богатой и хорошо памятной всем выставочной историей — такие, как самодельные вещи из коллекции Владимира Архипова, или же очередная реплика эффектной инсталляции нижнетагильского художника Владимира Селезнева, люминесцентной росписью превращающего кучу мусора в городской ночной ландшафт, и не только они.

Самой связной частью выставки стали «Авторские мифологии». Концепция знаменитого куратора Харальда Зеемана по-прежнему остается наиболее подходящей для описания отечественного искусства, да и «мифотворцы» были собраны отличные. Это хорошо известные Павел Пепперштейн — с изящными стилизациями про воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году, Евгений Антуфьев — с монументальной рубленой фигурой хтонического монстра, Александр Повзнер — со скульптурным циклом, комбинирующим предметное окружение и внутренний мир автора. Рядом с этими любимцами столичной публики — ничуть не уступающие им, но реже появляющиеся на выставочных площадках художники: Александр Баюн-Гнутов, перелистывающий рукописный гримуар; Анфим Ханыков, наполняющий удмуртским самогоном чашу фонтана в инсталляции «Камень»; Николай Панафидин, приводящий хромированный металл в сложное движение. На звание самого неожиданного художника триеннале легко может претендовать 66-летний Михаил Смаглюк из Краснодара: его кинетические объекты вызывают в искусствоведческой памяти выставку Марселя Дюшана 1942 года «Первые документы сюрреализма».

Искусство художников, собранных в директории «Авторские мифологии», противится актуальным ярлыкам. Такова и арт-группа «Нежные бабы»: каждый из четырех показанных на видео перформансов аранжирован на выставке не просто документацией действия, но набором вещей, тонко связанных с личной историей художниц и их родного города Калининграда, что выводит эти работы за пределы прямолинейной феминистской проблематики, делает их восприятие глубже.

Наоборот, произведения, объединенные в директории «Искусство действия», нуждаются в постоянной дискурсивной поддержке: концептуальный аппарат здесь органичен, в то время как пластическую убедительность хочется поставить под вопрос. Арт-активизм полностью невротизирован: сторонник классового подхода распознает в окружающем мире только знаки угнетения, а феминистки во всем видят постоянное насилие. Но как раз в этом разделе выставки уже в первые дни работы триеннале было заметно обилие публики — очевидно, среди обыкновенных зрителей растет желание разделить свой опыт и получить новый. Такой «спрос на партиципаторность» означает, что настает время, когда новому поколению может понадобиться новый язык, который способны дать современные художественные практики.

Если «Гараж», как планируется, войдет в положенный трехгодичный ритм, то триеннале ждут те же проблемы, что и всякую повторяющуюся выставку: на первой показали все лучшее и соответствующее концепции, и через три года опять придется искать в масштабах страны новых художников — а где их брать, пока непонятно. Но теперь надежду на появление новых имен внушает деятельность «Гаража»: сама триеннале превращается в электронную базу данных о художниках и будет функционировать как растущий архив современного российского искусства.

Просмотры: 6555
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru