18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковская галерея: какой она станет к 2025 году

Государственная Третьяковская галерея после обсуждений с профессиональным сообществом утвердила в Министерстве культуры РФ концепцию своего развития, которую по итогам международного конкурса разработала компания Event Communications совместно с AEA Consulting. Обновленным музей предстанет в 2025 году, однако изменения станут заметны гораздо раньше: план предполагает поэтапную реализацию. Программа-максимум: стать главным музеем русского искусства в России и мире.

«Важнейшая исходная точка: мы демократический музей, открытый зрителю. Это было непросто сформулировать, потому что существует представление о музее как о какой-то башне из слоновой кости, задача которого — хранить и исследовать, при этом задачи широкого выхода наружу зачастую не ставились. И это очень важное положение, из которого мы будем исходить, выстраивая свою работу в ближайшие годы», — рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Справка

План выставок

ГТГ в Лаврушинском

2017
Зинаида Серебрякова

2018
Андерс Цорн
Архип Куинджи

2019
Василий Поленов
Эдвард Мунк

2020
Константин Сомов

ГТГ на Крымском Валу

2016
Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо

2017
"Оттепель: в поисках радости или культурная революция"
"Некто 1917". К столетию Октябрьской революции
Де Кирико.Ностальгия по бесконечности

2018
Василий Верещагин. К 175-летию  
Владимир Яковлев  
Михаил Ларионов  
Илья Кабаков  
Эль Лисицкий

2019
ХХ век: Россия и мир
Илья Репин. К 175-летию
Музей живописной культуры. К столетию образования

2020
Товарищество передвижных художественных выставок. К 150-летию основания
Михаил Рогинский

2021
Михаил Врубель

2022
Союз нерушимых республик свободных. К столетию образования СССР

Еще…

Новые корпуса в Лаврушинском

Выйти наружу в Третьяковской галерее планируют не только в переносном, но и в буквальном смысле. Во-первых, на это будут работать закрытые пока что дворы комплекса зданий в Лаврушинском, которые объединятся с самим переулком. «Мы хотим дворы обжить и сделать зоной рекреации. Все-таки посещение музея — это тяжелая работа, и требуется сделать перерыв, подумать, подышать воздухом, перекусить, заглянуть в свои гаджеты», — объясняет директор Третьяковской галереи. На улице планируется проводить фестивали и выставки, изменить навигационную систему и добавить информацию о музейных мероприятиях. Окончание работ намечено на 2020 год. Тогда же для посетителей откроется новое здание. По предложению бюро SPEECH окна на фасадах, один из которых выходит на Кадашевскую набережную, расположены таким образом, что отсылают к плотной развеске картин в доме основателя музея Павла Михайловича Третьякова. С открытием этого корпуса, где вместо Крымского Вала будут проходить основные временные выставки и появится доступ в кабинет графики и реставрационные мастерские, принципиально изменится назначение уже существующих зданий. Инженерный корпус к концу 2022 года трансформируется в новый Образовательный центр с мастерскими, медиалабораториями и читальными залами, а депозитарий, отдел рукописей, архив и детская студия объединятся в Центр изучения коллекции. Деятельность, которая там развернется, позволит музею, по мнению Трегуловой, стать лидером в этой области для всех — от самых маленьких детей до специалистов высокого класса, а само выделение больших функциональных зон подразумевает «рационализацию хаотического процесса, который шел исторически». В главном здании галереи в Лаврушинском предполагается переделать входную зону, а также серьезно поработать над постоянной экспозицией. В частности, обещают регулярную ротацию произведений искусства и дополняющие показ необычные кураторские проекты в залах рядом с теми, по которым идет основной поток посетителей. Строительные работы намечены на 2023–2024 годы, а их поэтапное выполнение, как рассчитывают в музее, позволит не закрывать экспозицию полностью.

Изменения на Крымском валу

Масштабные преобразования ожидаются и в здании на Крымском Валу, которое счастливо избежало сноса при прежнем столичном градоначальнике, но по-прежнему делит площади с Центральным домом художника, то есть с Международной конфедерацией союзов художников. Реконструкция фасадов и инженерных систем затронет все здание, а внутренней части — только в музее. Из постоянной экспозиции искусства ХХ–XХI веков можно будет проходить в организованные по принципу открытого хранилища запасники, если вдруг захочется более полно познакомиться с творчеством того или иного художника. Отдельно в концепции прописываются принципы пополнения коллекции — в основном в музее рассчитывают на дары и работы из частных коллекций, которые выдавались бы на длительное экспонирование. По завершению строительных работ, в 2023 году, начнется создание общественной зоны между зданием и парком «Музеон». Так же, как в Лаврушинском, здесь могут проводиться разнообразные мероприятия на открытом воздухе и выставки, в том числе скульптурные.

Идея открытости музея городу и архитектурная концепция развития были предложены архитектором, лауреатом Прицкеровской премии Ремом Колхасом. С Россией у него особенные отношения, в частности основанное им бюро OMA/AMO реконструировало здание ресторана «Времена года» в Парке Горького для музея «Гараж» и проектировало открытое фондохранилище с библиотекой Эрмитажа.

«Колхас противопоставил оба здания, показав, что Крымский Вал — это современность и взгляд в будущее. Сохраняя замечательную архитектуру Сукояна и Шевердяева, он предложил сделать это здание сквозным, открытым воздуху и свету. А для Лаврушинского рассчитал формулу радикального консерватизма, то есть сохранить своеобразие Третьяковской галереи», — рассказала Трегулова.

Новые музеи на базе Третьяковки

Символически галерею на Крымском Валу и в Лаврушинском переулке свяжет расположенный между ними небольшой, чудом сохранившийся купеческий дом, где в 1832 году родился Павел Михайлович Третьяков. Сейчас он нуждается в реконструкции, после которой станет Клубом коллекционеров. Одна из главных идей концепции — собрать все здания комплекса под единым брендом и показать, что Третьяковская галерея не один музей, а семь, имя в виду в том числе малопосещаемые пока дома- и квартиры-музеи. Их предназначение также изменится: дом-музей автора похожих на терем фасадов Третьяковской галереи Виктора Васнецова станет Центром художественного и декоративного творчества, музей-квартира его брата, создавшего немало реконструированных видов старой Москвы Аполлинария Васнецова — Центром москвоведения, музей-мастерская Анны Голубкиной — Центром скульптуры, а дом создателя цикла Русь уходящая Павла Корина будет открыт для широкой публики, прежде всего для студентов расположенных поблизости вузов и посетителей Новодевичьего монастыря.

На самом деле некоторые заложенные в концепцию развития идеи реализуются уже сейчас. Например, более подробно о коллекции и работе музейщиков рассказали на выставке Тайны старых картин, на Крымском Валу для удобства посетителей сделали новые информационные таблички, открыли кафе, магазин. Выход в городскую среду символизирует совместный проект с Московским метрополитеном: вскоре на станции «Парк культуры» можно будет увидеть репродукции картин из собрания галереи.

«Одновременно и параллельно с работой над концепцией мы опираемся на важные принципы, с которыми все согласны, и движемся вперед и вместе с далеко идущими стратегическими целями реализуем то, что можно сделать сегодня с нашими возможностями, — подтверждает директор Третьяковской галереи и заканчивает: — Мы не можем позволить себе ждать».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+