18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образы путешествий в палаццо Соранцо

№53
Материал из газеты

Первый проект Пушкинского музея в Венеции посвящен развитию оптики и влиянию путешествий на изобразительное искусство

«Человек как птица. Образы путешествий» — такое название носит выставочный проект Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который открывается в палаццо Соранцо в дни Венецианской биеннале. Над ним работали сотрудники нового музейного подразделения «Новый Пушкинский», специалисты по современному искусству, но выставка получилась, скорее, исторической, исследующей эволюцию восприятия искусства. Известно, что взгляд на мир средневекового человека отличался от мироощущения человека Нового времени. Новые территории, новые впечатления и особенно путешествия, позволяющие взглянуть со стороны на другие сообщества и чужую природу, радикально изменили социум и искусство. Однако выставка Пушкинского музея рассказывает не только о физических перемещениях, но и о путешествиях в разных измерениях, во времени.

Кураторы, директор музея Марина Лошак и заведующая отделом кино- и медиаискусства Ольга Шишко, считают, что именно благодаря путешествиям человек развил восприятие мира, которое привело к изучению природы и в конечном итоге к возникновению научных инструментов и науки. Они также рассматривают и саму жизнь человека как путешествие, ведь она протекает в познании окружающего мира. В музее обещают, что, «подобно Гулливеру Джонатана Свифта или Алисе Льюиса Кэрролла, зритель испытает на себе непривычные масштабы и перспективы». Раскрывать замысел взялись 14 художников в размышлениях об истории развития визуального образа мира. Центром экспозиции стала видеопанорама, позволяющая взглянуть на мир с точки зрения человека и птицы. В экспозицию вошла знаменитая серия Леонида Тишкова, путешествующего с переносной светящейся луной, звуковая скульптура Юрия Календарева, работы Татьяны Ахметгалиевой, арт-группы «Провмыза», Ирины Затуловской и Дмитрия Булныгина, видеопанорамы московской художницы и куратора Софьи Гавриловой.

Среди участников также есть художники из Аргентины, Бельгии, Германии, Италии и Японии. В качестве бонуса зрителей обещают научить технике гаптического зрения, когда экранные образы побуждают к тактильному контакту с материалом, а глаз превращается в орган осязания. Еще одна тема выставки — связь мировоззрения с развитием оптики, от камеры-обскуры до видеокамер. Чем больше человек путешествовал и познавал мир, тем больше ему хотелось узнать и увидеть. Таким образом развивались ремесла, позволившие усилить человеческое зрение с помощью механической, а позже и цифровой техники.

Сегодня мы скорее напоминаем киборгов, оснащенных записывающими камерами, чем полагающихся лишь на математику и чутье путешественников прошлого. И все же люди по-прежнему далеки от познания мира во всей его полноте, а значит, путешествие продолжается. 

Палаццо Соранцо ван Аксель
Человек как птица. Образы путешествий
13 мая – 5 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+