18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей на букву «Т»

№53
Материал из газеты

Третьяковская галерея показала свой новый образ и новый логотип — аскетичную букву «Т». Ребрендинг омолодил музей, но вызвал ожесточенные споры. Однако рано или поздно с необходимостью что-то менять сталкивается практически любой мировой музей

Государственная Третьяковская галерея дала хороший повод задуматься о современном музее. Но не о его внешнем образе, а именно о сущности самого учреждения культуры. Потому что, как известно, внешний образ, фирменный стиль — это и есть наглядное воплощение сущности музея. Каждый стремится выглядеть тем, кем себя считает. Так что воспользуемся этим поводом не для критики внешних перемен, а для размышлений об их сути.

Третьяковская галерея запустила новый сайт, изменила логотип и весь фирменный стиль, а также переименовала здание на Крымском Валу, идеологически опираясь на сформулированную год назад концепцию развития.

Да, сайт требовалось осовременить давно. Другие изменения не представляются существенными, а название «Новая Третьяковка» кажется запоздавшим. Так говорили москвичи в прошлом веке, теперь здание стало старым и для нового поколения, и для новых москвичей. Ссылка на примеры Тейт Модерн или Pinakothek der Moderne не слишком корректна: там название главного музея не изменилось, а у нас трансформировалось в просторечие.

Сама галерея, судя по презентации ребрендинга, своим достижением гордится. Нетрудно предположить, что для большинства посетителей все эти визуальные перемены не особенно важны, главное — чтобы сайт работал, не падал в дни продажи билетов на ажиотажные выставки. Хотя все же не стоит недооценивать и эстетического чувства посетителей художественных музеев. К примеру, любой вздрогнет от счастья, зайдя на сайт нидерландского Рейксмузеума — великолепного произведения высокого дизайнерского искусства.

Публика профессиональная к свежему результату деятельности агентства ONY снисходительна. «Терпимо, без шика, Музыченко им такое же делал лет 15 назад», — так охарактеризовал обновление искусствовед Сергей Серов, вице-президент Академии графического дизайна. Владимир Музыченко, профессор Строгановки, разработал фирменный стиль Третьяковской галереи 12 лет назад, и музею он показался устаревшим именно за давностью лет. Но стиль «визуальной идентичности» для Лувра, например, был создан студией Grapus под руководством Пьера Бернара в начале 1990-х. Небесно-облачный фон, символизирующий божественную и вечную суть искусства, а также смотрящие прямо на зрителя глаза Джоконды — две эмблемы музея — говорят о высокой ценности искусства и его открытости, глаза в глаза, для каждого до сих пор.

Но Лувр — многолетний рекордсмен по посещаемости, он может позволить себе думать о вечном. Третьяковке же приходится бороться за зрителей, привлекая их в здание на Крымском Валу. Ставку музей давно сделал на молодежь, которая, по идее, должна прямо из «Гаража» и Парка культуры заехать погожим летним днем в Новую Третьяковку. Можно и на скейтборде — в рекламном ролике нового стиля галереи зрителей представляют юные хипстеры, хотя кассу им делают по большей части пенсионеры, а из молодежи — «ботаны».

Вообще, пожилые и молодые — основные посетители музеев, что и понятно: у них больше свободного времени, им надо заполнять досуг. Вот люди среднего поколения закончат карьеру, вырастят детей и будут чаще ходить в музей, а молодежь, наоборот, детей заведет и начнет вкалывать — тут уж не до музея. Естественно, что Третьяковка хочет привлечь новую категорию посетителей, но упор на молодежь кажется мне крайне непрактичным и не политкорректным, проявлением эйджизма. Кстати, ни на одном из зарубежных музейных сайтов образ молодого зрителя не появляется, хотя у каждого музея — своя специфика. Например, лондонская Национальная галерея большой раздел посвятила благотворителям, отмечены даже те, кто пожертвовал £5. У нашей галереи национального искусства зато есть уникальный раздел «Миссия», прямо скажем, для пользователей сайта не важный.

Другое дело — раздел «Коллекция», важнейший для всех. На сайте Метрополитен-музея его можно рассматривать часами; вообще, сетевое представление этого музея грандиозно, по нему можно учить историю искусства. Но вот тексты там сухие, не чета нашим. На новом сайте Третьяковской галереи картины представлены по старинке, на до комизма допотопном языке советского искусствоведения: «Неяркое золото деревьев второго плана, „жаркий“ цвет берета и красные с охрой цветы букета говорят о том, что осень уже пришла…» Или: «Мраморную белизну кожи оттеняет фигура черной служанки, привнося в картину легкий привкус эротики». Тут уж не до того, что иллюстрации расположены на странице некрасиво.

Впрочем, это все мелочи, со временем исправимые. Но что делать с исчезновением милого сердцу солидного логотипа ГТГ и изображения всеми любимого васнецовского терема в Лаврушинском?

«Сегодня Третьяковская галерея уже не помещается в знаменитый „красный домик“», — утверждает музей — и заменяет родной и любимый, уникальный и сказочный образ одной нелепо вытянутой, неустойчивой буквой «Т».

Это «элемент, которого нет в других музеях», — продолжают гордиться разработчики. В других музеях и правда нет (у большинства или логотип из нескольких букв, или название целиком). Но «Т» — это прежде всего телефон и такси, а ГТГ — это Государственная Третьяковская галерея и ничего более. Так все это выглядит, по крайней мере, в восприятии людей старшего поколения.

Но, как показал опрос Сбербанка «30 фактов о современной молодежи», конфликта поколений сейчас нет. Среди молодых принято любить родителей и уважать их мнение, а также заниматься самообразованием. И цель жизни у них — интересно жить, быть счастливыми. И вот тут Третьяковка прямо ответила на их запрос. В разделе «Миссия» написано, что задача галереи — «делать жизнь людей лучше, открывая широкий доступ к шедеврам русского и мирового искусства».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+