The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей на букву «Т»

Третьяковская галерея показала свой новый образ и новый логотип — аскетичную букву «Т». Ребрендинг омолодил музей, но вызвал ожесточенные споры. Однако рано или поздно с необходимостью что-то менять сталкивается практически любой мировой музей

Государственная Третьяковская галерея дала хороший повод задуматься о современном музее. Но не о его внешнем образе, а именно о сущности самого учреждения культуры. Потому что, как известно, внешний образ, фирменный стиль — это и есть наглядное воплощение сущности музея. Каждый стремится выглядеть тем, кем себя считает. Так что воспользуемся этим поводом не для критики внешних перемен, а для размышлений об их сути.

Третьяковская галерея запустила новый сайт, изменила логотип и весь фирменный стиль, а также переименовала здание на Крымском Валу, идеологически опираясь на сформулированную год назад концепцию развития.

Да, сайт требовалось осовременить давно. Другие изменения не представляются существенными, а название «Новая Третьяковка» кажется запоздавшим. Так говорили москвичи в прошлом веке, теперь здание стало старым и для нового поколения, и для новых москвичей. Ссылка на примеры Тейт Модерн или Pinakothek der Moderne не слишком корректна: там название главного музея не изменилось, а у нас трансформировалось в просторечие.

Сама галерея, судя по презентации ребрендинга, своим достижением гордится. Нетрудно предположить, что для большинства посетителей все эти визуальные перемены не особенно важны, главное — чтобы сайт работал, не падал в дни продажи билетов на ажиотажные выставки. Хотя все же не стоит недооценивать и эстетического чувства посетителей художественных музеев. К примеру, любой вздрогнет от счастья, зайдя на сайт нидерландского Рейксмузеума — великолепного произведения высокого дизайнерского искусства.

Публика профессиональная к свежему результату деятельности агентства ONY снисходительна. «Терпимо, без шика, Музыченко им такое же делал лет 15 назад», — так охарактеризовал обновление искусствовед Сергей Серов, вице-президент Академии графического дизайна. Владимир Музыченко, профессор Строгановки, разработал фирменный стиль Третьяковской галереи 12 лет назад, и музею он показался устаревшим именно за давностью лет. Но стиль «визуальной идентичности» для Лувра, например, был создан студией Grapus под руководством Пьера Бернара в начале 1990-х. Небесно-облачный фон, символизирующий божественную и вечную суть искусства, а также смотрящие прямо на зрителя глаза Джоконды — две эмблемы музея — говорят о высокой ценности искусства и его открытости, глаза в глаза, для каждого до сих пор.

Но Лувр — многолетний рекордсмен по посещаемости, он может позволить себе думать о вечном. Третьяковке же приходится бороться за зрителей, привлекая их в здание на Крымском Валу. Ставку музей давно сделал на молодежь, которая, по идее, должна прямо из «Гаража» и Парка культуры заехать погожим летним днем в Новую Третьяковку. Можно и на скейтборде — в рекламном ролике нового стиля галереи зрителей представляют юные хипстеры, хотя кассу им делают по большей части пенсионеры, а из молодежи — «ботаны».

Вообще, пожилые и молодые — основные посетители музеев, что и понятно: у них больше свободного времени, им надо заполнять досуг. Вот люди среднего поколения закончат карьеру, вырастят детей и будут чаще ходить в музей, а молодежь, наоборот, детей заведет и начнет вкалывать — тут уж не до музея. Естественно, что Третьяковка хочет привлечь новую категорию посетителей, но упор на молодежь кажется мне крайне непрактичным и не политкорректным, проявлением эйджизма. Кстати, ни на одном из зарубежных музейных сайтов образ молодого зрителя не появляется, хотя у каждого музея — своя специфика. Например, лондонская Национальная галерея большой раздел посвятила благотворителям, отмечены даже те, кто пожертвовал £5. У нашей галереи национального искусства зато есть уникальный раздел «Миссия», прямо скажем, для пользователей сайта не важный.

Другое дело — раздел «Коллекция», важнейший для всех. На сайте Метрополитен-музея его можно рассматривать часами; вообще, сетевое представление этого музея грандиозно, по нему можно учить историю искусства. Но вот тексты там сухие, не чета нашим. На новом сайте Третьяковской галереи картины представлены по старинке, на до комизма допотопном языке советского искусствоведения: «Неяркое золото деревьев второго плана, „жаркий“ цвет берета и красные с охрой цветы букета говорят о том, что осень уже пришла…» Или: «Мраморную белизну кожи оттеняет фигура черной служанки, привнося в картину легкий привкус эротики». Тут уж не до того, что иллюстрации расположены на странице некрасиво.

Впрочем, это все мелочи, со временем исправимые. Но что делать с исчезновением милого сердцу солидного логотипа ГТГ и изображения всеми любимого васнецовского терема в Лаврушинском?

«Сегодня Третьяковская галерея уже не помещается в знаменитый „красный домик“», — утверждает музей — и заменяет родной и любимый, уникальный и сказочный образ одной нелепо вытянутой, неустойчивой буквой «Т».

Это «элемент, которого нет в других музеях», — продолжают гордиться разработчики. В других музеях и правда нет (у большинства или логотип из нескольких букв, или название целиком). Но «Т» — это прежде всего телефон и такси, а ГТГ — это Государственная Третьяковская галерея и ничего более. Так все это выглядит, по крайней мере, в восприятии людей старшего поколения.

Но, как показал опрос Сбербанка «30 фактов о современной молодежи», конфликта поколений сейчас нет. Среди молодых принято любить родителей и уважать их мнение, а также заниматься самообразованием. И цель жизни у них — интересно жить, быть счастливыми. И вот тут Третьяковка прямо ответила на их запрос. В разделе «Миссия» написано, что задача галереи — «делать жизнь людей лучше, открывая широкий доступ к шедеврам русского и мирового искусства».

Материалы по теме
Просмотры: 4319
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
4
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
5
$150 млн за обнаженную на левом боку
Полотно Амедео Модильяни «Лежащая (на левом боку) обнаженная» будет продаваться на Sotheby’s c эстимейтом $150 млн.
25 апреля 2018
6
Потерянные $13 млн: коллекционер против Джеффа Кунса и галереи Гагосяна
Коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на Джеффа Кунса и Gagosian Gallery за многолетнее оттягивание сроков доставки уже оплаченных произведений.
24 апреля 2018
7
Три выставки недели
Мультидисциплинарный проект о Владикавказе в ГЦСИ, советское неофициальное искусство от Михаила Кулакова в Театральном салоне Бахрушинского музея и «казахский Тутанхамон» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
20 апреля 2018
8
Утром — деньги, вечером — Харинг?
Sotheby’s и Phillips судятся с нью-йоркским арт-дилером Анатолем Шагаловым: он покупал произведения искусства на аукционах, но так их и не оплатил.
24 апреля 2018
9
«Генеральная репетиция» фонда V-A-C начинается в ММОМА
Фонд V-A-C и Московский музей современного искусства (ММОМА) открывают грандиозную выставку-пьесу современного искусства, экспозиция и состав произведений в которой будут постоянно меняться на протяжении пяти месяцев.
25 апреля 2018
10
Граффити-художник JR и архитектор Лиз Диллер попали в список самых влиятельных людей года Time
В числе политиков, ученых и кинозвезд оказалось несколько представителей арт-сообщества.
20 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru