The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей на букву «Т»

Третьяковская галерея показала свой новый образ и новый логотип — аскетичную букву «Т». Ребрендинг омолодил музей, но вызвал ожесточенные споры. Однако рано или поздно с необходимостью что-то менять сталкивается практически любой мировой музей

Государственная Третьяковская галерея дала хороший повод задуматься о современном музее. Но не о его внешнем образе, а именно о сущности самого учреждения культуры. Потому что, как известно, внешний образ, фирменный стиль — это и есть наглядное воплощение сущности музея. Каждый стремится выглядеть тем, кем себя считает. Так что воспользуемся этим поводом не для критики внешних перемен, а для размышлений об их сути.

Третьяковская галерея запустила новый сайт, изменила логотип и весь фирменный стиль, а также переименовала здание на Крымском Валу, идеологически опираясь на сформулированную год назад концепцию развития.

Да, сайт требовалось осовременить давно. Другие изменения не представляются существенными, а название «Новая Третьяковка» кажется запоздавшим. Так говорили москвичи в прошлом веке, теперь здание стало старым и для нового поколения, и для новых москвичей. Ссылка на примеры Тейт Модерн или Pinakothek der Moderne не слишком корректна: там название главного музея не изменилось, а у нас трансформировалось в просторечие.

Сама галерея, судя по презентации ребрендинга, своим достижением гордится. Нетрудно предположить, что для большинства посетителей все эти визуальные перемены не особенно важны, главное — чтобы сайт работал, не падал в дни продажи билетов на ажиотажные выставки. Хотя все же не стоит недооценивать и эстетического чувства посетителей художественных музеев. К примеру, любой вздрогнет от счастья, зайдя на сайт нидерландского Рейксмузеума — великолепного произведения высокого дизайнерского искусства.

Публика профессиональная к свежему результату деятельности агентства ONY снисходительна. «Терпимо, без шика, Музыченко им такое же делал лет 15 назад», — так охарактеризовал обновление искусствовед Сергей Серов, вице-президент Академии графического дизайна. Владимир Музыченко, профессор Строгановки, разработал фирменный стиль Третьяковской галереи 12 лет назад, и музею он показался устаревшим именно за давностью лет. Но стиль «визуальной идентичности» для Лувра, например, был создан студией Grapus под руководством Пьера Бернара в начале 1990-х. Небесно-облачный фон, символизирующий божественную и вечную суть искусства, а также смотрящие прямо на зрителя глаза Джоконды — две эмблемы музея — говорят о высокой ценности искусства и его открытости, глаза в глаза, для каждого до сих пор.

Но Лувр — многолетний рекордсмен по посещаемости, он может позволить себе думать о вечном. Третьяковке же приходится бороться за зрителей, привлекая их в здание на Крымском Валу. Ставку музей давно сделал на молодежь, которая, по идее, должна прямо из «Гаража» и Парка культуры заехать погожим летним днем в Новую Третьяковку. Можно и на скейтборде — в рекламном ролике нового стиля галереи зрителей представляют юные хипстеры, хотя кассу им делают по большей части пенсионеры, а из молодежи — «ботаны».

Вообще, пожилые и молодые — основные посетители музеев, что и понятно: у них больше свободного времени, им надо заполнять досуг. Вот люди среднего поколения закончат карьеру, вырастят детей и будут чаще ходить в музей, а молодежь, наоборот, детей заведет и начнет вкалывать — тут уж не до музея. Естественно, что Третьяковка хочет привлечь новую категорию посетителей, но упор на молодежь кажется мне крайне непрактичным и не политкорректным, проявлением эйджизма. Кстати, ни на одном из зарубежных музейных сайтов образ молодого зрителя не появляется, хотя у каждого музея — своя специфика. Например, лондонская Национальная галерея большой раздел посвятила благотворителям, отмечены даже те, кто пожертвовал £5. У нашей галереи национального искусства зато есть уникальный раздел «Миссия», прямо скажем, для пользователей сайта не важный.

Другое дело — раздел «Коллекция», важнейший для всех. На сайте Метрополитен-музея его можно рассматривать часами; вообще, сетевое представление этого музея грандиозно, по нему можно учить историю искусства. Но вот тексты там сухие, не чета нашим. На новом сайте Третьяковской галереи картины представлены по старинке, на до комизма допотопном языке советского искусствоведения: «Неяркое золото деревьев второго плана, „жаркий“ цвет берета и красные с охрой цветы букета говорят о том, что осень уже пришла…» Или: «Мраморную белизну кожи оттеняет фигура черной служанки, привнося в картину легкий привкус эротики». Тут уж не до того, что иллюстрации расположены на странице некрасиво.

Впрочем, это все мелочи, со временем исправимые. Но что делать с исчезновением милого сердцу солидного логотипа ГТГ и изображения всеми любимого васнецовского терема в Лаврушинском?

«Сегодня Третьяковская галерея уже не помещается в знаменитый „красный домик“», — утверждает музей — и заменяет родной и любимый, уникальный и сказочный образ одной нелепо вытянутой, неустойчивой буквой «Т».

Это «элемент, которого нет в других музеях», — продолжают гордиться разработчики. В других музеях и правда нет (у большинства или логотип из нескольких букв, или название целиком). Но «Т» — это прежде всего телефон и такси, а ГТГ — это Государственная Третьяковская галерея и ничего более. Так все это выглядит, по крайней мере, в восприятии людей старшего поколения.

Но, как показал опрос Сбербанка «30 фактов о современной молодежи», конфликта поколений сейчас нет. Среди молодых принято любить родителей и уважать их мнение, а также заниматься самообразованием. И цель жизни у них — интересно жить, быть счастливыми. И вот тут Третьяковка прямо ответила на их запрос. В разделе «Миссия» написано, что задача галереи — «делать жизнь людей лучше, открывая широкий доступ к шедеврам русского и мирового искусства».

Материалы по теме
Просмотры: 5105
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
6
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
9
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
10
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru