The Art Newspaper Russia
Поиск

Муракамиленд

Музей современного искусства «Гараж» показывает Такаси Мураками, самого яркого японского художника современности. Выставка «Будет ласковый дождь» не просто собрание отдельных произведений, но квест для зрителей, гигантский инвайронмент, эдакий Муракамиленд

Поющие цветы, радужные черепа, грибы с глазами, няшные зверушки, а также фонтанирующие чистым восторгом куклы-аниме в человеческий рост — все эти образы, придуманные Такаси Мураками (р. 1949), погружают зрителя в цепкие объятия потребительского рая. За большую любовь к масскульту Мураками называют японским Энди Уорхолом. Как и Уорхол, он поставил искусство на поток, открыв не просто «фабрику», но даже корпорацию. Однако за мимимишной картинкой Мураками коварно скрывает порой совсем не наивные идеи. Военная травма, боязнь ядерного апокалипсиса, комплекс провинциальной культуры — все это обнаруживается за стеной «ласкового дождя» из розовых грез. Да и японскому искусству Мураками, оказывается, предан не меньше, чем американскому. На выставке в «Гараже» его творчество показано как раз в перспективе японской культуры — как традиционной, так и современной. В экспозиции его работы соседствуют не только с вдохновляющими художника мангой и аниме, но и с японскими гравюрами из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Всего на выставке более 80 произведений, созданных с начала 1990-х годов до наших дней: живопись и графика, полнометражные фильмы и анимация. Целых девять работ художник подготовил специально к московской выставке. А еще две — «Морской бриз» и «Полиритм» начала 1990‑х — вообще никогда раньше не показывали широкой публике.
Куратор выставки Екатерина Иноземцева выбрала как нетипичный ракурс для демонстрации японского художника, так и нетипичную форму. Московская выставка стала не просто собранием отдельных произведений, но гигантским инвайронментом, эдаким Муракамилендом. Здесь реконструировали мастерскую художника с настоящими сотрудниками, которые работают на глазах у изумленной публики, а также фрагменты двух культовых районов Токио. Для воссоздания атмосферы одного из них, где сосредоточены магазины для фанатов аниме и манги, «Гараж» приобрел 5 тыс. кукол! В другом открылся настоящий кинотеатр, где состоялась премьера полнометражного фильма Мураками «Глаз медузы». У выставки-квеста пять частей, каждая посвящена одной из ключевых для художника тем.

Корпорация KaiKai Kiki

Как и многие современные художники-бренды вроде Джеффа Кунса, Мураками довольно рано наладил поточное производство. Свою первую фабрику-мастерскую Hiropon Factory он организовал еще в 1996 году. Однако уже в 2001-м ее поглотила его же новая корпорация KaiKai Kiki Co, Ltd, офисы которой были открыты сначала в Японии, потом в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. В отличие от «Фабрики» Уорхола, корпорация Мураками совсем не притон для богемной публики, это конгломерат из мастерской и продюсерского центра. Здесь производят работы Мураками, организуют международные арт-проекты, придумывают дизайн массовой продукции для мерчандайзинга и готовят художественную ярмарку Geisai. В корпорации трудится довольно много молодых художников, которых он поддерживает. KaiKai Kiki Co, Ltd принадлежит несколько галерей, где могут выставляться и молодые подопечные Мураками, и международные звезды. Вся деятельность корпорации складывается в хорошо отлаженную систему, которая обеспечивает функционирование японского арт-рынка и существование на нем самого художника.

Не пришелся к Версалю

С Мураками связан самый большой скандал по внедрению современного искусства на территорию классики. В 2008 году в Версале прошла выставка Джеффа Кунса, но именно Мураками, чей показ случился здесь двумя годами позже, с точки зрения некоторых французов, пришелся совершенно «не ко дворцу». Организации «Версаль, моя любовь» и «Координация защиты Версаля» собрали 12 тыс. подписей под петицией против выставки японского художника и «диснеефикации» Версаля, называя Мураками «паразитом, который питается настоящим произведением искусства». На него подал в суд сам принц Сикст-Анри Бурбон-Пармский. Самое обидное, что это была первая выставка японского художника во Франции и 11 из 22 работ он создал специально для Версаля. Впрочем, скандал лишь повысил популярность Мураками, а козни аристократов все-таки не прошли, и, когда шум поутих, Версаль вновь начал принимать в своих покоях современных художников.

Радуга для Louis Vuitton

С 2002 года длится долгосрочное сотрудничество Мураками с Марком Джейкобсом и брендом Louis Vuitton. Японский художник покусился на святое — на саму благородную монограмму бренда, раскрасив ее в радужные цвета. Сумочки из серии Monogram Multicolore появились в 2003 году и имели оглушительный коммерческий успех. Линдси Лохан, Анна Курникова, Пэрис Хилтон и Джессика Симпсон были почетными владелицами сумок Мураками, а среди подделок эти модели до сих пор занимают далеко не последнее место. За 13 лет коллаборации Мураками создал множество вещей для LV: не только радужную сумку, но и камуфляжную коллекцию, сумки с кавайными персонажами аниме и даже фильм в этом стиле.

Суперплоская традиция

В 2003 году Мураками стал куратором выставки «Суперплоскость» в Музее современного искусства (MOCA) в Лос-Анджелесе, объединив близких ему художников. Само название проекта, по мнению мастера, определяет главное свойство японского искусства, в том числе его собственное, начиная со знаменитой гравюры. Причем манга и аниме в этой теории оказываются наследниками традиционной японской живописи, а приставка «супер» должна была придать актуальность этому старому понятию. Суперплоскость у Мураками — это не только художественная категория, но и культурологическая. Художник так описывает суть послевоенной японской культуры, где, как он считает, нет такого разрыва между высоким и низким искусством, как на Западе.

Самый дорогой японец

Мураками — самый известный, а также самый дорогой ныне живущий японский художник. Свой крупнейший аукционный рекорд он поставил в 2008 году, и с тех пор он не побит: скульптура «Мой одинокий ковбой» (1998) была продана на аукционе Sotheby’s за $15,2 млн. В 2010 году произошла другая топовая продажа: скульптура официантки в стиле аниме Miss ko2 на аукционе Phillips ушла за $6 млн. Еще несколько вещей Мураками достигли на торгах отметок в диапазоне $2–4 млн. Однако состояние художника, которое давно перевалило за $100 млн, растет не только благодаря прибыли от продажи произведений, но и за счет «побочных» заработков, прежде всего дизайна одежды, аксессуаров, кукол и многочисленных массовых товаров.

Музей современного искусства «Гараж»
Будет ласковый дождь
До 4 февраля 2018

Просмотры: 5357
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
6
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
9
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
10
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru