The Art Newspaper Russia
Поиск

Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) отмечает 60-летие

Юбилей — повод вспомнить о том, как все начиналось, и об отличительных чертах этого института. Здесь не только берутся за реставрацию памятников, но и вырабатывают рецепты, методики, процедуры, помогающие спасти все, что можно спасти

Тридцать первого декабря 1957 года Министерством культуры СССР был издан приказ о создании Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных ценностей (ВЦНИЛКР). К концу 1970-х учреждение было превращено во Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, а позже — в Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Оно расширило сферу деятельности, но сохранило изначальную лабораторную суть.

Открывшаяся недавно в залах ГосНИИР в особняке Палибина юбилейная выставка презентует некоторые памятники, отреставрированные в институте в последние годы. Среди прочего обнаруживаются росписи дворца правителей Бухары на городище Варахша — фрагменты настенной живописи VIII века законсервированы с помощью изобретенных в институте полимерных растворов. Здесь же обозначен ансамбль Успенского собора и монастыря Свияжска, включенный в июне 2017 года в список всемирного наследия ЮНЕСКО (пять лет специалисты институтской лаборатории климата, установив оптимальный температурно-влажностный режим содержания памятника, следят за его соблюдением). Фигурируют в экспозиции и немецкая живопись конца XV — начала XVI века, и византийское Четвероевангелие XII века.

Среди отреставрированной живописи — полотна Федора Рокотова из собрания Государственного исторического музея (два восстановлены, еще десять в работе) и гигантская картина Ильи Репина «Гайдамаки на Умани готовят оружие». Работая над полотном 19 лет, Репин закончил его в 1917-м. 

Еще один живописный раритет — конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны», посвященная русско-турецкой войне 1735–1739 годов, стоит того, чтобы рассказать о ней отдельно. Выполненная на шелке маслом, позолотой, чернилами, темперой и бог знает чем еще, она написана на трех сшитых полотнищах, вместе они достигают размера 170х145 см. «Накануне революции конклюзия находилась в коллекции Феликса Юсупова, — объясняет реставратор Алена Юровецкая, — и демонстрировалась на Таврической выставке 1905 года. По фотографии в каталоге той выставки можно представить себе состояние памятника, пережившего к тому времени не одну реставрацию. Видно, что в местах утрат шелковой основы были сделаны густые заплаты из мучного клея, и это плохо сказалось на дальнейшей жизни произведения». 

Тут важно напомнить, что задача реставратора — не просто восстановить, но и обеспечить перспективы реставрации в будущем. Поэтому, например, специалисты используют водорастворимые клеи. Есть и другие железные правила, но каждый объект требует своей методики. Ее приходится всякий раз изобретать заново. 

Ради конклюзии институт собирал реставрационные советы, приглашая сотрудников других мастерских, обычно друг с другом конкурирующих, но для спасения искусства готовых объединить усилия.

Конклюзия еще и отличный пример археологической реставрации. Чтобы места утрат не выделялись, их деликатно затонировали, но реконструкции живописи не делали. Это принципиальный подход, которому ГосНИИР неизменно хранит верность, вне зависимости от объекта. А занимается институт памятниками самого что ни на есть первого ряда, будь то статуи Веры Мухиной «Земля» и «Вода» в Лужниках (в работе как раз сейчас) или Московский Кремль, где институт 15 лет вел реставрацию ренессансной резьбы XVI века на порталах Архангельского и Благовещенского соборов. «Белокаменная резьба, — комментирует Сергей Филатов, заместитель директора ГосНИИР, — очень подвержена разрушению, поэтому на входе в соборы сегодня установлены копии из искусственного камня, а отреставрированные оригиналы убраны для музейного хранения внутрь».

Конечно, ГосНИИР (а сначала ВЦНИЛКР) не первая в стране реставрационная институция. Но первая, чьей изначальной задачей была разработка методов реставрации, создание и внедрение реставрационных материалов. Отдел научно-технической информации с библиотекой стал ее первым подразделением. Лаборатория была создана в 1957 году, когда, с одной стороны, в СССР плотно занялись реставрацией пострадавших в войну ценностей, а с другой — оттепель дала толчок развитию науки, в том числе реставрационной, она выделилась в самостоятельное направление. Возможным стал не только искусствоведческий, но и физико-химический, биологический, теплофизический анализ памятника. Людей в лаборатории, правда, было тогда едва ли больше, чем букв в ее аббревиатуре, но к исходу первого года их число выросло до десяти. 

ВЦНИЛКР впервые в стране стала выпускать литературу для подготовки реставраторов, и ГосНИИР продолжает издательскую деятельность. К круглой дате институт опубликовал «Анатомию русского авангарда. Взгляд из лаборатории» — результат многолетних исследований в области материалов и технологий, которыми пользовались русские художники начала XX века. Активная работа в этом направлении началась в 1990‑х, когда массово реставрировали картины к выставке «Москва — Берлин / Берлин — Москва. 1900–1950» в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. Лаборатория физико-химических исследований ГосНИИР получила тогда доступ к внушительному корпусу живописи эпохи авангарда — в книге собран опыт работы над 135 холстами (от Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова до Василия Кандинского, Казимира Малевича, Ольги Розановой). До того времени авангард почти не выставлялся, в реставрации его нужды не было. Редкими исключениями из этой печальной практики стали два натюрморта Давида Штеренберга и Давида Какабадзе: их привели в порядок еще в 1980 году к выставке «Москва — Париж».  

Просмотры: 2338
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
3
«Архнадзор»: снос исторических домов в Боровске приостановлен
На месте находится делегация Координационного совета градозащитных организаций России.
18 октября 2018
4
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
5
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
6
Как пройти к искусству через библиотеку?
Новая нью-йоркская схема предлагает бесплатный вход в популярные музеи города для держателей читательских билетов.
17 октября 2018
7
Петербургский роман авангарда с советской властью
Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда.
18 октября 2018
8
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
9
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
10
Дизайн в проблемах и проблемы в дизайне
Андрей Логвин — известный дизайнер-график, креативный директор дизайн-бюро «Борщ» и преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики. Мы попросили его оценить окружающую нас жизнь со своей, профессиональной, точки зрения.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru