The Art Newspaper Russia
Поиск

Третьяковка в Казани выступила гениально

В Казанском кремле открылась выставка «Гений века» — выездной проект Государственной Третьяковской галереи, созданный в сотрудничестве с Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан

«Гений века» не просто показывает 81 работу русских художников первой трети ХХ века, но и демонстрирует современные музейные выставочные стандарты, начиная с архитектуры выставки и заканчивая сувенирами. Особый статус выставки подчеркнуло и то, что ее открыл президент Татарстана Рустам Минниханов.

Главной приманкой и «лицом» выставки стала знаменитая «Царевна Лебедь» Михаила Врубеля, покинувшая свое место в постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке ради путешествия вглубь России. С точки зрения маркетинга удачный ход: узнаваемый и привлекательный образ из школьного учебника повышает шансы на то, что публика пойдет на выставку. А именно это одна из главных задач первой из серии выставок, задуманных Государственной Третьяковской галереей в партнерстве c Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль».

Хотя столица Татарстана и не может пожаловаться на отсутствие туристов, московско-петербургский бум «очереди на Серова» сюда еще не докатился, посещение художественных выставок не стало модной привычкой. В Казанском кремле афиши с лицом Надежды Забелы-Врубель в кокошнике конкурируют с харизмой другого гения — изобретателя автомата Михаила Калашникова, буквально под дулом зовущего посетителя заглянуть на выставку оружия. В отреставрированном выставочном корпусе также расположена историческая экспозиция, прельщающая скелетами динозавров. В кремле есть и другие зрелища, прежде всего великолепная мечеть Кул-Шариф — реконструкция исторической мечети, открытая в 2005 году, с музеем ислама.

Выставка «Гений века» расположилась в залах центра «Эрмитаж-Казань», появившегося несколько лет назад. Как признается директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева, эрмитажные выставки, такие как, например, последняя — нарядов эпохи модерна, сенсацией не стали, поэтому было решено объединить усилия и призвать московских «варягов», знающих секрет успешных выставок. Для самой Третьяковки это тоже новый этап. Музей давно обдумывает стратегию экспансии в регионы. Первым намечался Новосибирск в 2015 году, однако эти планы сорвались из-за экономического кризиса. Сейчас на очереди Владивосток, где ожидается открытие филиала.

Как подчеркивает генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова, такие проекты невозможно осуществить без поддержки местной власти и местных меценатов. «Все стены, весь свет — все сделано специально для этой выставки, — рассказывает Зельфира Трегулова о «Гении века». — Это другой стандарт региональных проектов. Ни один из столичных музеев никогда не делал такого в регионах. Это не просто гастроли — это пример сотрудничества нескольких организаций. Спасибо президенту Татарстана, без его поддержки ничего бы не получилось».

Помимо Эрмитажа, уступившего свое место Третьяковке, в выставке участвует казанский Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан: 20 из 81 работы на выставке — из его коллекции. Определить на глазок, где тут московские, где — казанские, нелегко: в советское время столичные музеи делились своими шедеврами с музеями по всей стране.

«Самое важное — прокачивать местные компетенции», — вторит Трегуловой Наталия Фишман, советник президента Республики Татарстан, также принявшая активное участие в проекте. Опыт создания новых стандартов городского досуга, полученный ею в Москве, еще в команде Сергея Капкова, успешно применяется в Татарстане. За два последних года в республике создано или благоустроено 189 парков. Хочется надеяться, что новые музейные технологии на местной почве тоже приживутся.

Спасительная красота

В самом деле, выставка «Гений века» может служить образцом современного экспозиционного дизайна. Молодой архитектор Агния Стерлигова (отчасти ее заслуга — дизайн ватиканской выставки в Третьяковке) выстроила традиционное, как будто дело происходит в старом европейском художественном музее, и в то же время достаточно драматичное, и даже театральное, пространство, где затемненные залы перемежаются ярко освещенными, а каждый из разделов выставки имеет свой цветовой код. Символизм, понятно, голубой, русский импрессионизм предстает на ярко-салатовом фоне, «Ослиный хвост» и Пиросмани — на синем, «Бубновый валет» — на почти оранжевом, а картины 1920-х — начала 1930-х годов купаются в насыщенном цвете морской волны.

Выставка — дебют куратора Ольги Фурман (она участвовала в работе над выставкой Зинаиды Серебряковой в Москве). Период с 1900 по 1932 год программно представлен без самых радикальных, беспредметных, экспериментов авангарда, художниками, остававшимися в рамках фигуративной живописи. Эти рамки достаточно широки, чтобы вместить Михаила Врубеля и Павла Кузнецова, Константина Коровина и Михаила Ларионова, Нико Пиросмани и Кузьму Петрова-Водкина, а также показать в развитии нашу сезаннистскую линию, с ее яркого начала и до того момента, когда Илья Машков и Петр Кончаловский почувствовали себя «старыми мастерами», советскими Рубенсами и Рембрандтами. В то же время эти рамки и достаточно узки, чтобы не пускать за них никаких производственников, никакого АХРРа и даже ОСТа, ничего, что напоминало бы о существовавших в то же самое время физкультурных парадах, великих стройках, красноармейцах и вождях пролетариата.

По выражению куратора, «это история о поиске красоты в пространстве искусства, история об эстетических идеалах времени». Так что, если даже в названии картины фигурируют «Колхозницы», будьте уверены, что на самом деле Александр Шевченко решал в ней сложную колористическую задачу, а не выполнял социальный заказ. Известная остовка Екатерина Зернова представлена тут романтичнейшим автопортретом, а на революционные потрясения иносказательно намекают разве что складки красного платья на «Женском портрете» Роберта Фалька, напоминающие знамена демонстраций.

Отдельную интригу составляет диалог между работами из Москвы и Казани: воссоединение «Провинциального франта» и «Провинциальной франтихи» Михаила Ларионова или перекличка натюрмортов Александра Осмеркина и Натана Альтмана, Александра Куприна и Адольфа Мильмана, чей «Натюрморт с куклой» из Третьяковки стал одним из гвоздей выставки. Нечасто музей выставляет и огромное панно 1902 года «Грех» Василия Денисова с впечатляющим змеем, искушающим Адама и Еву. Меланхоличный Константин Истомин, известный в основном «Вузовками», представлен тут еще двумя работами в вермееровском жанре «девушки у окна».

Наконец весьма изящно куратор закольцевала начало и конец экспозиции. Выставка открывается большим панно Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля» с парящими в тревожном небе всадниками и его «Царевной Лебедью», а заканчивается хрестоматийным «В голубом просторе» Константина Рылова с перелетными птицами. Тем самым зрителю еще раз намекают, что эта сказка — о художниках, пытавшихся воспарить над не всегда радостной действительностью, создав свой идеальный мир в пространстве искусства.

Легко, конечно, упрекнуть куратора в нарочитом эстетизме и аполитичности, но нельзя не признать, что линия красоты прочерчена на этой выставке уверенной и умелой рукой так, чтобы заставить любоваться не только произведениями-фетишами, но и мало раскрученными художниками или работами. К тому же не секрет, что если стоит задача привлечь зрителей, то ставку лучше делать именно на красоту, поэтому в данной ситуации выбор куратора выглядит не прихотью, а почти необходимостью.

Впрочем, следующая выставка Третьяковки в Казани будет совсем другой. Это ретроспектива Булата Галеева (1940–2009), авангардного художника-инженера, увлеченного синтезом искусств, профессора Казанского государственного технического университета, создавшего конструкторское бюро «Прометей», где в 1960–1970-е годы занимались новаторскими кинетическими и свето-музыкальными инсталляциями. Куратором выставки выступит глава отдела новейших течений Третьяковки Кирилл Светляков, и организаторы надеются, что у этой выставки хороший потенциал и для гастролей за рубежом. Затем Казань ждут передвижники из коллекции самого Павла Третьякова. А в Москве планируется показ иконостасов XVI века из церквей древнего Свияжска, расположенного неподалеку от Казани. Сейчас иконы уже готовят к выставке, реставрируют в казанском музее.


Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», Центр «Эрмитаж-Казань» (Казань, Кремль, д. 12)
Гений века
До 27 сентября

Материалы по теме
Просмотры: 5123
Популярные материалы
1
Выставки зимы, которые дождались нас после локдауна
Напоминаем, куда в Москве стоит отправиться всем, кто соскучился по музейным выставкам.
21 января 2021
2
Арт-рынок на перепутье между старыми и новыми именами
Сможет ли портрет Боттичелли, выставленный на торги за $80 млн, стимулировать спрос в верхнем сегменте рынка? Или первенство останется за современным искусством и новыми именами?
19 января 2021
3
Не ведитесь: фейковые новости о музеях
Самые шокирующие, глупые и смешные художественные фейкньюс последних лет.
22 января 2021
4
Искусство в галереях
Самое время со всеми мерами предосторожности прогуляться по новым, только что открывшимся выставкам в московских галереях. Представляем проекты, которые стоит посмотреть.
20 января 2021
5
Спектакль «Семь дней в совриске» стоит выеденного банана
Такое событие, как новый спектакль «7 дней в совриске» в Театре наций, мы не могли пропустить — хотя бы потому, что в этой сатире на современное русское искусство звучит и название нашей газеты. Главный редактор Милена Орлова делится впечатлениями.
18 января 2021
6
Неизданная обложка комикса о Тинтине продана за рекордные €3,2 млн
Организация, управляющая наследием Эрже, раскритиковала продажу рисунка с Тинтином для обложки альбома «Голубой лотос» 1936 года.
18 января 2021
7
Выставка «Невинные шалости. #Технорококо» проходит в галерее JART
В московской галерее JART открылась выставка молодого художника Владимира Карташова «Невинные шалости. #Технорококо. Праздник — стиль — манифест». Куратором этого проекта на стыке искусства и театра выступил Сергей Хачатуров.
18 января 2021
8
В Третьяковке показывают Фалька, каким он был
Выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее — первая и долгожданная большая ретроспектива классика отечественного искусства. Она дает возможность увидеть, как менялся художник, и по-настоящему понять его.
22 января 2021
9
Стеклянный занавес
Основатель и многолетний главный редактор газеты The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс рассказала Russian Art Focus, что нужно делать российским художникам, чтобы прославиться за рубежом.
19 января 2021
10
Google Arts & Culture запустил проект о сокровищах Египта
Создатели новой онлайн-платформы стремятся рассказать об объектах, традиционно являющихся предметом научного изучения, в доступной и интересной форме.
19 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru