18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

№130, апрель 2025

Илья Кабаков, собеседник и вольный импровизатор
У двух новых книг общий главный герой, хотя он в обоих случаях не является единственным действующим лицом. Прогуливаясь в компании журналиста Юрия Роста и рефлексируя на разные темы со своими идейными единомышленниками, Кабаков остается Кабаковым
30.04.2025
Илья Кабаков, собеседник и вольный импровизатор
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Как режиссер и художник Тим Бёртон заново подарил миру готику
В книге «Создавая миры», приуроченной к выставке в лондонском Музее дизайна, Бёртон признается в том, что искусство с самого начала играло для него роль терапии. Со временем оказалось, что такая терапия была показана отнюдь не ему одному
30.04.2025
Как режиссер и художник Тим Бёртон заново подарил миру готику
Любовь, война и смерть Эгона Шиле на выставке в Вене
Музей Леопольда показывает 130 работ, созданных художником в последний период творчества, когда за четыре года в его жизни случилась Первая мировая война, разрыв с одной женщиной, женитьба на другой и смертельная болезнь
30.04.2025
Любовь, война и смерть Эгона Шиле на выставке в Вене
Музейные оранжереи: искусство в тепличных условиях
Откуда у музеев берутся оранжереи и что они с ними делают? Чаще всего речь идет об историческом наследстве, которое адаптируется к современным реалиям. Рассказываем, как живая природа сосуществует с живописью, архитектурой и культурным туризмом
30.04.2025
Музейные оранжереи: искусство в тепличных условиях
Тейт с размахом отмечает 250-летие Уильяма Тёрнера
Выставки в рамках фестиваля «Тёрнер-250» показывают, почему художник может считаться современным и сегодня, и раскрывают малоизвестные грани его наследия
29.04.2025
Тейт с размахом отмечает 250-летие Уильяма Тёрнера
Библиотека искусств имени Боголюбова снова стала похожа на усадьбу
Этот особняк на Сущевской улице в Москве изначально, в ХIХ веке, имел непосредственное отношение к созданию живописи, а впоследствии — к погружению в ее историю
29.04.2025
Библиотека искусств имени Боголюбова снова стала похожа на усадьбу
Эдвард Мунк без мрака, боли и печали. Ну почти
На лондонской выставке портретов вырисовывается неожиданный образ автора. Оказывается, Мунк был окружен друзьями, партнерами, меценатами, которые вдохновляли и поддерживали его на протяжении всей жизни
29.04.2025
Эдвард Мунк без мрака, боли и печали. Ну почти
Мог ли Чимабуэ быть истинным отцом итальянского Ренессанса?
Реставрация картины «Маэста» в Лувре обнаружила, что художник использовал новаторские для своего времени техники и приемы. Даже принятая прежде формулировка «темная живопись», характеризовавшая ранний период творчества Чимабуэ, требует пересмотра
29.04.2025
Мог ли Чимабуэ быть истинным отцом итальянского Ренессанса?
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Трейси Эмин превращает личные истории в экзистенциальные метафоры
Шесть десятков работ, выставленных в Палаццо Строцци во Флоренции, вовлекают зрителя в телесные и душевные переживания художницы. Известная исповедальным подходом, Эмин вдохновлялась своими сексуальными отношениями, болезнями и травмами
28.04.2025
Трейси Эмин превращает личные истории в экзистенциальные метафоры
Медардо Россо, гений на задворках мировой скульптуры
Экспозиция, открывшаяся в Художественном музее Базеля, представляет собой вдумчивое исследование творчества художника, чье влияние на скульптуру по силе сопоставимо, пожалуй, только с упорным игнорированием его заслуг
28.04.2025
Медардо Россо, гений на задворках мировой скульптуры
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности
Уже не первый год французские музеи играют в парфюмеров, используя различные ароматы в качестве экспозиционных инструментов. У этих запахов свои познавательные и драматургические функции, требующие иной раз не только благоухания
22.04.2025
Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности
В Нижнем Новгороде показывают Красную книгу с картинками
На выставке 130 работ: синие киты, панды с лейблом «исчезающие», коровы с застывшим взглядом, керамические динозавры, насекомые, обживающие горы пластикового мусора, и даже животные из компьютерных игр — бестиарий XXI века
22.04.2025
В Нижнем Новгороде показывают Красную книгу с картинками
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Русский музей создал выставку, посвященную первому директору — Георгию Романову
Архивные материалы рассказывают не только о жизни великого князя Георгия Михайловича Романова, коллекционера-нумизмата, но и о развитии собрания Русского музея
21.04.2025
Русский музей создал выставку, посвященную первому директору — Георгию Романову
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Диалектика дизайна: единство и борьба проектных намерений
Две француженки, Катрин Жель и Клер Брюне, в совместной книге «Дизайн. История, концепции, конфликты» добираются до сути самого понятия и смыслов профессии. Для этого соавторам понадобились и обширная эрудиция, и критический взгляд на предмет в целом
18.04.2025
Диалектика дизайна: единство и борьба проектных намерений
Полночное признание в любви гению абстракции
Известная британская художница Тасита Дин выпустила новую книгу, проведя ночь в музее среди произведений Сая Твомбли. Она искала там не приключений, а вдохновения, которое помогло бы ей перевести давнюю увлеченность этим автором на другой уровень
18.04.2025
Полночное признание в любви гению абстракции
Артём Филатов: «Мне нравится создавать произведения, в которых участвуют»
Художник, сделавший в Туле выставку «Жалоб нет» совместно с врачом-психиатром, рассуждает о том, почему любит работать не один, о влиянии игр на его искусство, об инструкциях для зрителей и интересе к растениям
17.04.2025
Артём Филатов: «Мне нравится создавать произведения, в которых участвуют»
Склеенная тарелка — к удаче, особенно великокняжеская
В Русском музее завершили реставрацию уникального настольного украшения из десертного сервиза великой княжны Анны Павловны. Эта работа потребовала неординарных методов — специалистам пришлось проявлять недюжинную изобретательность
17.04.2025
Склеенная тарелка — к удаче, особенно великокняжеская
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Крупнейший архив красок поможет раскрыть тайны произведений искусства
В новый архив Национального фонда Великобритании, расположившийся в английской усадьбе Ноул-Хаус, войдет более тысячи исторических образцов красок и лаков. Эта инициатива должна стать важным подспорьем при проведении будущих реставраций
16.04.2025
Крупнейший архив красок поможет раскрыть тайны произведений искусства
Автомобиль как искусство
Коллекция BMW Art Cars празднует 50-летие — мировым турне, выставками, специальными изданиями и коллаборациями с брендами
16.04.2025
Автомобиль как искусство
На выставке в Кремле подают китайскую кухню
Приехавший в Москву проект «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» был обкатан в залах Национального музея Китая в 2021 году и пользовался огромным успехом у туристов из самых разных стран. Потому что все любят поесть
15.04.2025
На выставке в Кремле подают китайскую кухню
Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века
Полвека назад предприниматель Арманду Мартинш приобрел первую картину в свою коллекцию, а через три десятилетия задумался о собственном музее. Эта его мечта, хотя и не без трудностей, в итоге воплотилась в реальность
15.04.2025
Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века
Архитектура мира
Новый проект компании MR Group напротив монумента «Рабочий и колхозница» пишет современную историю района ВДНХ
15.04.2025
Архитектура мира
В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»
В новом выставочном пространстве Творческого сообщества МИРА архитектурные традиции прошлого сталкиваются с искусством будущего под руководством законодателя альтернативной моды Андрея Бартенева
15.04.2025
В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»
Еврейский музей приглашает гостей новой выставки на танец
Экспозиция «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие» рассказывает, как в прошлом столетии хореография прошла тот же путь, что и изобразительное искусство: от авангарда к постмодерну
14.04.2025
Еврейский музей приглашает гостей новой выставки на танец
Ксения Грищенко: «Для меня важно, чтобы мое искусство было понятным»
Художница и владелица галереи Gartаllery Ксения Грищенко рассказала о том, почему любит яркие цвета, для кого создает свои работы и что планирует представить публике в ближайшее время
14.04.2025
Ксения Грищенко: «Для меня важно, чтобы мое искусство было понятным»
Сказка о Колобке
Константин Чайкин продолжает серию ристмонов с персонажем популярной сказки
14.04.2025
Сказка о Колобке
«Проектируемые проезды»: призрак хонтологии бродит где хочет
Сборник текстов Ирины Кулик о «ретроспективной перспективе» в современном искусстве — феномене, порожденном несбывшимися ожиданиями и крушением утопий, — прослеживает неразрывную связь между интернациональной и российской визуальной культурой
11.04.2025
«Проектируемые проезды»: призрак хонтологии бродит где хочет
Два ракурса: Михаил Матюшин в расширенном смотрении
Используя в ряде случаев одни и те же источники, музыковед Сергей Уваров и писатель Александр Ласкин создали совершенно непохожие между собой книги о Матюшине — авангардном художнике, теоретике цвета, музыканте, композиторе, муже
11.04.2025
Два ракурса: Михаил Матюшин в расширенном смотрении
Денис Миронюк: «В морском музее — флотский порядок»
Музей Мирового океана 12 апреля отмечает 35-летие. А в феврале исполнился год, как создательница музея Светлана Сивкова стала его президентом и директорское место занял ее заместитель Денис Миронюк. В беседе с нами он подвел итоги и заглянул в будущее
11.04.2025
Денис Миронюк: «В морском музее — флотский порядок»
Концепция изобилия
Приватный двор-парк в 3 га и клубные пространства квартала Dream Riva
11.04.2025
Концепция изобилия
Сияние женского гнева
Ювелирный дом POSIÉ выступил партнером нового спектакля МХТ им. А.П.Чехова, облачив главных героинь в роскошные украшения
10.04.2025
Сияние женского гнева
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Двойная доза провокации и веселья на двух лондонских выставках
В Hayward Gallery демонстрируют работы англичанки Линдер и американки Микалин Томас. Каждая из художниц по-своему бросает вызов ханжеству и конформизму, а объединяет их юмор, чувственность, гламур — и техника коллажа
09.04.2025
Двойная доза провокации и веселья на двух лондонских выставках
Ода земле и природе, рассказанная в хрустале
Французская мануфактура художественного хрусталя Lalique представила новую коллекцию Terramineral, вдохновленную одной из четырех природных стихий
09.04.2025
Ода земле и природе, рассказанная в хрустале
Катика в фонде Ruarts: перевязывая душевные раны
В рамках своей грантовой программы московский фонд показывает персональную выставку художницы Катики. Это почти два десятка произведений, связанных крючком из шерстяных ниток и украшенных бусинами и стразами
08.04.2025
Катика в фонде Ruarts: перевязывая душевные раны
Душа большого города
В районе Аэропорт началось строительство второго этапа квартала бизнес-класса SOUL от компании FORMA
08.04.2025
Душа большого города
Интеллекты объединятся на Архитектурной биеннале в Венеции
На 19-й Международной архитектурной биеннале устроят живую лабораторию всех разумов под девизом «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный». Первые победители в номинации «За вклад» уже известны
07.04.2025
Интеллекты объединятся на Архитектурной биеннале в Венеции
Пища для ума и впечатлений
Владелица компании SmiLe Event Catering Елена Смирнова рассказала о последних тенденциях кейтеринговой индустрии, новых направлениях своего бизнеса и философии «чистой жизни»
07.04.2025
Пища для ума и впечатлений
Щелчок затвора: как возникла и развивалась военная фотография
Выставка «От документа к символу» в Центре визуальной культуры Béton, посвященная первым 100 годам существования жанра военного фото, рассказывает о том, как фоторепортаж стал важным инструментом информационных войн
27.03.2025
Щелчок затвора: как возникла и развивалась военная фотография
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+