18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета

Уильям Джайлс Жиль. «Sic transit gloria mundi» — «Так проходит слава мирская». 1924. Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Уильям Джайлс Жиль. «Sic transit gloria mundi» — «Так проходит слава мирская». 1924.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией

В рамках новой серии выставок под названием Ars Graphica Пушкинский музей представляет первую — «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века». Выставка, подготовленная совместно с Российской государственной библиотекой (РГБ), посвящена музейной деятельности выдающегося русского ученого Николая Романова (1867–1948). Он возглавлял отделение изящных искусств Румянцевского музея в сложный период с 1910 по 1924 год, а затем до 1928 года был директором преемника Румянцевского — Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Парадоксальным образом именно в годы Первой мировой войны, предреволюционные и послереволюционные, Романову удалось воплотить в жизнь свою мечту о современном музее — на материале графики, относительно доступной по цене. Основываясь на хорошо ему известном опыте европейских музеев, он начал продуманные закупки (и обмен дарами, например с Британским музеем в 1925 году), соединяя в коллекции искусство старое с современным.

Выставки «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» в Пушкинском музее.  Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Выставки «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» в Пушкинском музее.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

В экспозиции более 80 произведений западноевропейских и русских мастеров эстампа: Альбрехта Дюрера, Рембрандта, Оноре Домье, Анны Остроумовой-Лебедевой, Вадима Фалилеева и других. Работы старых мастеров, подкрепленные документами, размещены в витринах, горизонтально, а современников Романова — вертикально, на стенах зала 31 в главном здании ГМИИ.

Выставки «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» в Пушкинском музее.  Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Выставки «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» в Пушкинском музее.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Куратор со стороны РГБ Наталья Самойленко рассказала нашему изданию, что одной из главных задач было соединить на выставке разговор о гравюрном кабинете и его истории с понятным и целостным зрелищным рядом. При подготовке экспозиции выбор работ был в значительной степени основан на выборе самого Романова — выставках 1913 и 1916 годов, которые показывали гравюрный кабинет максимально цельно в главных его произведениях.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века»
До 15 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+