18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

№130, апрель 2025

Альфред Кубин: образы из ночных кошмаров, ставшие искусством
Свои молодые годы этот австрийский художник посвятил эстетизации зла, оказавшись предвестником грядущих войн. При этом себя самого он ощущал нелепым и беспомощным слабаком, способным фиксировать собственные кошмары, но не бороться с ними
07.05.2025
Альфред Кубин: образы из ночных кошмаров, ставшие искусством
Периферийный модерн оказался в центре внимания
В книге «Либерти. Модерн по-итальянски» исследовательница Наталья Штольдер пристально рассматривает явление, которое до сих пор недостаточно изучено даже мировым искусствознанием, а в отечественной традиции и вовсе игнорировалось
07.05.2025
Периферийный модерн оказался в центре внимания
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
В Коломенском открылся портал в Северную Атлантиду
Выставка посвящена материальному и нематериальному наследию Русского Севера: подлинные наряды женщин Архангельской, Вологодской, Новгородской и Олонецкой губерний рядом с реконструкциями свадебного наряда из затопленного села Крохино
06.05.2025
В Коломенском открылся портал в Северную Атлантиду
Ник Кейв: «Моя керамика для меня — это вопрос жизни и смерти»
Музыкант, поэт и писатель стал художником-керамистом. На выставке в Нидерландах показали серию его скульптур, которые посвящены истории дьявола и помогают рок-звезде отрефлексировать собственную жизнь и личную трагедию так, как не смогла бы музыка
06.05.2025
Ник Кейв: «Моя керамика для меня — это вопрос жизни и смерти»
В Москве идут две выставки про один год из жизни Екатерины II
Столичные музеи вспоминают императрицу, которая 250 лет назад провела в Москве целый год. «Царицыно» и Музей архитектуры совместно подготовили две разные выставки под общим названием «1775 год. Триумф Екатерины»
06.05.2025
В Москве идут две выставки про один год из жизни Екатерины II
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Екатерина Бородина: «Историю дореволюционной России я узнала через русский фарфор»
Коллекционер фарфора, недавно подарившая Эрмитажу тарелки из Кремлевского сервиза эпохи Николая I, выпустила каталог своего собрания. Она рассказала нам, почему выбрала этот хрупкий предмет коллекционирования и чем занимается в поселке Поречье-Рыбное
05.05.2025
Екатерина Бородина: «Историю дореволюционной России я узнала через русский фарфор»
Дэвид Хокни в Фонде Louis Vuitton: художник в полемике с реальностью
В выставке участвует четыре сотни произведений живого классика, созданных в промежутке между 1955 и 2025 годами, но преобладающая часть из них — в последние 25 лет. Это самая большая экспозиция работ Хокни в его жизни
05.05.2025
Дэвид Хокни в Фонде Louis Vuitton: художник в полемике с реальностью
Большой Египетский музей откроется в июле
Самый грандиозный в мире археологический музей, который строят в Гизе более 20 лет, близок к полному открытию всех его обширных площадей. В музее подчеркивают: они заинтересованы не только в древних артефактах, но и в современном искусстве
05.05.2025
Большой Египетский музей откроется в июле
Илья Кабаков, собеседник и вольный импровизатор
У двух новых книг общий главный герой, хотя он в обоих случаях не является единственным действующим лицом. Прогуливаясь в компании журналиста Юрия Роста и рефлексируя на разные темы со своими идейными единомышленниками, Кабаков остается Кабаковым
30.04.2025
Илья Кабаков, собеседник и вольный импровизатор
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Как режиссер и художник Тим Бёртон заново подарил миру готику
В книге «Создавая миры», приуроченной к выставке в лондонском Музее дизайна, Бёртон признается в том, что искусство с самого начала играло для него роль терапии. Со временем оказалось, что такая терапия была показана отнюдь не ему одному
30.04.2025
Как режиссер и художник Тим Бёртон заново подарил миру готику
Любовь, война и смерть Эгона Шиле на выставке в Вене
Музей Леопольда показывает 130 работ, созданных художником в последний период творчества, когда за четыре года в его жизни случилась Первая мировая война, разрыв с одной женщиной, женитьба на другой и смертельная болезнь
30.04.2025
Любовь, война и смерть Эгона Шиле на выставке в Вене
Музейные оранжереи: искусство в тепличных условиях
Откуда у музеев берутся оранжереи и что они с ними делают? Чаще всего речь идет об историческом наследстве, которое адаптируется к современным реалиям. Рассказываем, как живая природа сосуществует с живописью, архитектурой и культурным туризмом
30.04.2025
Музейные оранжереи: искусство в тепличных условиях
Тейт с размахом отмечает 250-летие Уильяма Тёрнера
Выставки в рамках фестиваля «Тёрнер-250» показывают, почему художник может считаться современным и сегодня, и раскрывают малоизвестные грани его наследия
29.04.2025
Тейт с размахом отмечает 250-летие Уильяма Тёрнера
Библиотека искусств имени Боголюбова снова стала похожа на усадьбу
Этот особняк на Сущевской улице в Москве изначально, в ХIХ веке, имел непосредственное отношение к созданию живописи, а впоследствии — к погружению в ее историю
29.04.2025
Библиотека искусств имени Боголюбова снова стала похожа на усадьбу
Эдвард Мунк без мрака, боли и печали. Ну почти
На лондонской выставке портретов вырисовывается неожиданный образ автора. Оказывается, Мунк был окружен друзьями, партнерами, меценатами, которые вдохновляли и поддерживали его на протяжении всей жизни
29.04.2025
Эдвард Мунк без мрака, боли и печали. Ну почти
Мог ли Чимабуэ быть истинным отцом итальянского Ренессанса?
Реставрация картины «Маэста» в Лувре обнаружила, что художник использовал новаторские для своего времени техники и приемы. Даже принятая прежде формулировка «темная живопись», характеризовавшая ранний период творчества Чимабуэ, требует пересмотра
29.04.2025
Мог ли Чимабуэ быть истинным отцом итальянского Ренессанса?
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Трейси Эмин превращает личные истории в экзистенциальные метафоры
Шесть десятков работ, выставленных в Палаццо Строцци во Флоренции, вовлекают зрителя в телесные и душевные переживания художницы. Известная исповедальным подходом, Эмин вдохновлялась своими сексуальными отношениями, болезнями и травмами
28.04.2025
Трейси Эмин превращает личные истории в экзистенциальные метафоры
Медардо Россо, гений на задворках мировой скульптуры
Экспозиция, открывшаяся в Художественном музее Базеля, представляет собой вдумчивое исследование творчества художника, чье влияние на скульптуру по силе сопоставимо, пожалуй, только с упорным игнорированием его заслуг
28.04.2025
Медардо Россо, гений на задворках мировой скульптуры
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности
Уже не первый год французские музеи играют в парфюмеров, используя различные ароматы в качестве экспозиционных инструментов. У этих запахов свои познавательные и драматургические функции, требующие иной раз не только благоухания
22.04.2025
Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности
В Нижнем Новгороде показывают Красную книгу с картинками
На выставке 130 работ: синие киты, панды с лейблом «исчезающие», коровы с застывшим взглядом, керамические динозавры, насекомые, обживающие горы пластикового мусора, и даже животные из компьютерных игр — бестиарий XXI века
22.04.2025
В Нижнем Новгороде показывают Красную книгу с картинками
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Русский музей создал выставку, посвященную первому директору — Георгию Романову
Архивные материалы рассказывают не только о жизни великого князя Георгия Михайловича Романова, коллекционера-нумизмата, но и о развитии собрания Русского музея
21.04.2025
Русский музей создал выставку, посвященную первому директору — Георгию Романову
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Диалектика дизайна: единство и борьба проектных намерений
Две француженки, Катрин Жель и Клер Брюне, в совместной книге «Дизайн. История, концепции, конфликты» добираются до сути самого понятия и смыслов профессии. Для этого соавторам понадобились и обширная эрудиция, и критический взгляд на предмет в целом
18.04.2025
Диалектика дизайна: единство и борьба проектных намерений
Полночное признание в любви гению абстракции
Известная британская художница Тасита Дин выпустила новую книгу, проведя ночь в музее среди произведений Сая Твомбли. Она искала там не приключений, а вдохновения, которое помогло бы ей перевести давнюю увлеченность этим автором на другой уровень
18.04.2025
Полночное признание в любви гению абстракции
Артём Филатов: «Мне нравится создавать произведения, в которых участвуют»
Художник, сделавший в Туле выставку «Жалоб нет» совместно с врачом-психиатром, рассуждает о том, почему любит работать не один, о влиянии игр на его искусство, об инструкциях для зрителей и интересе к растениям
17.04.2025
Артём Филатов: «Мне нравится создавать произведения, в которых участвуют»
Склеенная тарелка — к удаче, особенно великокняжеская
В Русском музее завершили реставрацию уникального настольного украшения из десертного сервиза великой княжны Анны Павловны. Эта работа потребовала неординарных методов — специалистам пришлось проявлять недюжинную изобретательность
17.04.2025
Склеенная тарелка — к удаче, особенно великокняжеская
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Крупнейший архив красок поможет раскрыть тайны произведений искусства
В новый архив Национального фонда Великобритании, расположившийся в английской усадьбе Ноул-Хаус, войдет более тысячи исторических образцов красок и лаков. Эта инициатива должна стать важным подспорьем при проведении будущих реставраций
16.04.2025
Крупнейший архив красок поможет раскрыть тайны произведений искусства
Автомобиль как искусство
Коллекция BMW Art Cars празднует 50-летие — мировым турне, выставками, специальными изданиями и коллаборациями с брендами
16.04.2025
Автомобиль как искусство
На выставке в Кремле подают китайскую кухню
Приехавший в Москву проект «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» был обкатан в залах Национального музея Китая в 2021 году и пользовался огромным успехом у туристов из самых разных стран. Потому что все любят поесть
15.04.2025
На выставке в Кремле подают китайскую кухню
Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века
Полвека назад предприниматель Арманду Мартинш приобрел первую картину в свою коллекцию, а через три десятилетия задумался о собственном музее. Эта его мечта, хотя и не без трудностей, в итоге воплотилась в реальность
15.04.2025
Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века
Архитектура мира
Новый проект компании MR Group напротив монумента «Рабочий и колхозница» пишет современную историю района ВДНХ
15.04.2025
Архитектура мира
В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»
В новом выставочном пространстве Творческого сообщества МИРА архитектурные традиции прошлого сталкиваются с искусством будущего под руководством законодателя альтернативной моды Андрея Бартенева
15.04.2025
В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»
Еврейский музей приглашает гостей новой выставки на танец
Экспозиция «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие» рассказывает, как в прошлом столетии хореография прошла тот же путь, что и изобразительное искусство: от авангарда к постмодерну
14.04.2025
Еврейский музей приглашает гостей новой выставки на танец
Сказка о Колобке
Константин Чайкин продолжает серию ристмонов с персонажем популярной сказки
14.04.2025
Сказка о Колобке
Ксения Грищенко: «Для меня важно, чтобы мое искусство было понятным»
Художница и владелица галереи Gartаllery Ксения Грищенко рассказала о том, почему любит яркие цвета, для кого создает свои работы и что планирует представить публике в ближайшее время
14.04.2025
Ксения Грищенко: «Для меня важно, чтобы мое искусство было понятным»
«Проектируемые проезды»: призрак хонтологии бродит где хочет
Сборник текстов Ирины Кулик о «ретроспективной перспективе» в современном искусстве — феномене, порожденном несбывшимися ожиданиями и крушением утопий, — прослеживает неразрывную связь между интернациональной и российской визуальной культурой
11.04.2025
«Проектируемые проезды»: призрак хонтологии бродит где хочет
Два ракурса: Михаил Матюшин в расширенном смотрении
Используя в ряде случаев одни и те же источники, музыковед Сергей Уваров и писатель Александр Ласкин создали совершенно непохожие между собой книги о Матюшине — авангардном художнике, теоретике цвета, музыканте, композиторе, муже
11.04.2025
Два ракурса: Михаил Матюшин в расширенном смотрении
Денис Миронюк: «В морском музее — флотский порядок»
Музей Мирового океана 12 апреля отмечает 35-летие. А в феврале исполнился год, как создательница музея Светлана Сивкова стала его президентом и директорское место занял ее заместитель Денис Миронюк. В беседе с нами он подвел итоги и заглянул в будущее
11.04.2025
Денис Миронюк: «В морском музее — флотский порядок»
Концепция изобилия
Приватный двор-парк в 3 га и клубные пространства квартала Dream Riva
11.04.2025
Концепция изобилия
Сияние женского гнева
Ювелирный дом POSIÉ выступил партнером нового спектакля МХТ им. А.П.Чехова, облачив главных героинь в роскошные украшения
10.04.2025
Сияние женского гнева
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Двойная доза провокации и веселья на двух лондонских выставках
В Hayward Gallery демонстрируют работы англичанки Линдер и американки Микалин Томас. Каждая из художниц по-своему бросает вызов ханжеству и конформизму, а объединяет их юмор, чувственность, гламур — и техника коллажа
09.04.2025
Двойная доза провокации и веселья на двух лондонских выставках
Ода земле и природе, рассказанная в хрустале
Французская мануфактура художественного хрусталя Lalique представила новую коллекцию Terramineral, вдохновленную одной из четырех природных стихий
09.04.2025
Ода земле и природе, рассказанная в хрустале
Катика в фонде Ruarts: перевязывая душевные раны
В рамках своей грантовой программы московский фонд показывает персональную выставку художницы Катики. Это почти два десятка произведений, связанных крючком из шерстяных ниток и украшенных бусинами и стразами
08.04.2025
Катика в фонде Ruarts: перевязывая душевные раны
Душа большого города
В районе Аэропорт началось строительство второго этапа квартала бизнес-класса SOUL от компании FORMA
08.04.2025
Душа большого города
Интеллекты объединятся на Архитектурной биеннале в Венеции
На 19-й Международной архитектурной биеннале устроят живую лабораторию всех разумов под девизом «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный». Первые победители в номинации «За вклад» уже известны
07.04.2025
Интеллекты объединятся на Архитектурной биеннале в Венеции
Пища для ума и впечатлений
Владелица компании SmiLe Event Catering Елена Смирнова рассказала о последних тенденциях кейтеринговой индустрии, новых направлениях своего бизнеса и философии «чистой жизни»
07.04.2025
Пища для ума и впечатлений
Щелчок затвора: как возникла и развивалась военная фотография
Выставка «От документа к символу» в Центре визуальной культуры Béton, посвященная первым 100 годам существования жанра военного фото, рассказывает о том, как фоторепортаж стал важным инструментом информационных войн
27.03.2025
Щелчок затвора: как возникла и развивалась военная фотография
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+