18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Нижнем Новгороде показывают Красную книгу с картинками

Анастасия Ярошева. «Красная книга». Текстильная книга художника, фрагмент. 2024.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Анастасия Ярошева. «Красная книга». Текстильная книга художника, фрагмент. 2024.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

На выставке 130 работ: синие киты, панды с лейблом «исчезающие», коровы с застывшим взглядом, керамические динозавры, насекомые, обживающие горы пластикового мусора, и даже животные из компьютерных игр — бестиарий XXI века

Обнаружено любопытное совпадение: почти в одно и то же время в Москве и Нижнем Новгороде открываются две выставки с почти одинаковым названием и удивительно похожей концепцией. Это проект Василя Акулова «Красная книга. Животные», который представлен на московской ярмарке современного искусства «Арт Россия» (3–6 апреля), и выставка «Красная книга» в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ). Обе «Красные книги» в соответствии с названием привлекают внимание к проблеме вымирающих видов животных, процесс исчезновения которых в последние десятилетия приобретает катастрофический масштаб.

Ничего нового здесь, конечно, нет — вспомним серию Энди Уорхола «Вымирающие виды», коллажи Криса Джордана или работы Алексиса Рокмана. Интересно другое — буквально дословное совпадение описания основной идеи: личная ответственность каждого за сохранение биоразнообразия планеты и призыв к тому, чтобы задуматься, что мы являемся частью биосистемы, от сохранения которой зависит судьба всего человечества.

Выставка «Красная книга» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Красная книга» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

А личная ответственность может возникнуть только из личного переживания и сопереживания. Кураторы выставки в НГХМ Ольга Елкина, Надежда Шустова и Нина Якимова решили эту задачу, объявив опен-колл, чтобы привлечь максимальный круг художников — от Калининграда до Дальнего Востока, работающих в разных техниках и стилях — от живописи и графики до керамики и фотоколлажа. От участников конкурса, на который поступило свыше 700 заявок и более 1 тыс. работ, требовалось, помимо профессионализма исполнения, заинтересовать организаторов глубоким личным отношением к заявленной теме.

В итоге для участия в выставке было отобрано 130 работ, на которых синие киты, зависшие в невесомости, панды с лейблом «исчезающие», коровы с застывшим взглядом, керамические диплодоки и велоцирапторы, насекомые, обживающие горы пластикового мусора, и даже животные из компьютерных игр. Такой бестиарий XXI века, эпохи антропоцена, где вымышленные животные соседствуют с теми, которые вполне могут оказаться даже не воспоминанием, а художественным образом, фантазией для будущих поколений.

Выставка «Красная книга» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Красная книга» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

От почитания животных как тотемов мы пришли к осознанию их хрупкости, уязвимости и необходимости защиты. И в этой точке самое время вернуться к пониманию взаимосвязанности всего живого, но уже на новом уровне, с учетом научного знания и технологических возможностей. 

Нижегородский государственный художественный музей
«Красная книга»
До 18 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+