18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Двойная доза провокации и веселья на двух лондонских выставках

Выставка «Линдер. Опасность пришла улыбаясь» в Hayward Gallery.  Фото: Mark Blower / Hayward Gallery
Выставка «Линдер. Опасность пришла улыбаясь» в Hayward Gallery.
Фото: Mark Blower / Hayward Gallery
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

В Hayward Gallery демонстрируют работы англичанки Линдер и американки Микалин Томас. Каждая из художниц по-своему бросает вызов ханжеству и конформизму, а объединяет их юмор, чувственность, гламур — и техника коллажа

Линдер Стерлинг, более известная как просто Линдер, родилась в Ливерпуле в 1954 году. В 1970-х поступила на факультет графического дизайна в Манчестерский политехнический институт. Вскоре девушка примкнула к зарождавшейся субкультуре панков. Новая выставка, где представлено множество типичных для нее фотоколлажей, — это гремучая смесь юмора ниже пояса, провокации и неприкрытого бунтарства.

Выставка «Линдер. Опасность пришла улыбаясь» в Hayward Gallery.  Фото: Mark Blower / Hayward Gallery
Выставка «Линдер. Опасность пришла улыбаясь» в Hayward Gallery.
Фото: Mark Blower / Hayward Gallery

Начинается экспозиция с самой, пожалуй, узнаваемой работы Линдер, которую она создала еще студенткой. Это безымянный фотоколлаж 1976 года: обнаженная, на месте сосков у которой улыбки, а вместо головы — утюг. Образ для Линдер программный. Этот способ послать подальше гендерные нормы и предрассудки, растиражированный на обложке сингла группы Buzzcocks (1977), вихрем ворвался в культуру того времени. И на выставке становится понятно, откуда выросла эта знаковая работа. Все ранние фотоколлажи Линдер — смесь эротики, бытовой электроники и общественной критики. И все это не тонко, а в лоб: откровенно, нарочито немодно, антиконформистски.

Линдер была не только художницей, но и вокалисткой панк-группы Ludus. На выставке можно также посмотреть обложки их пластинок. Все они угловатые, минималистичные и изящ­ные, выполнены в геометрическом стиле и черно-красных тонах. Другой интересный раздел — маски из нижнего белья, которые кажутся непристойными и глупыми, но в то же время серьезными и сатирическими. Что интересно, ранние работы Линдер отличались настолько узнаваемым стилем и настолько хлесткими сочетаниями образов, что остаток карьеры она, кажется, занималась самоповторением. На выставке много ее фотоколлажей, созданных в последние 20 лет, и они по большей части напоминают ее работы 1970-х. Разве что вместо пылесосов и утюгов появились цветы. А так — основной посыл и эстетика все те же.

Выставка «Микалин Томас. Все о любви» в Hayward Gallery.  Фото: Mark Blower / Hayward Gallery
Выставка «Микалин Томас. Все о любви» в Hayward Gallery.
Фото: Mark Blower / Hayward Gallery

Коллаж, чувственность, гламур и смелый отказ от норм и ожиданий — вот то, что объединяет Микалин Томас с Линдер. Американка использует схожий набор инструментов, по сути так же вбивая в голову зрителю свои концепции, однако вместо панковского бунтарства Линдер работы Томас полны счастья, дерзости и праздника.

Ее огромные полотна, столкновение коллажа и стразов, переливаются на свету, усыпанные блестками и кристаллами. Это, с одной стороны, выглядит роскошно и экстравагантно, с другой — напоминает дневники девочек-подростков. А еще Томас любит помещать изображения чернокожих женщин в контекст знаменитых произведений искусства: вместо сияющих фарфоровой белизной муз фламандцев или неоклассиков — афроамериканки, отвоевывающие место в истории искусства. Надо сказать, это изысканный способ бросить вызов нормам. Вспомним, что Олимпии Эдуарда Мане прислуживает чернокожая служанка. На картине Томас, отсылающей к этому полотну, чернокожая женщина занимает центральное место, и в этом определенно чувствуется вызов.

Выставка «Микалин Томас. Все о любви» в Hayward Gallery.  Фото: Mark Blower / Hayward Gallery
Выставка «Микалин Томас. Все о любви» в Hayward Gallery.
Фото: Mark Blower / Hayward Gallery

В последних залах коллажи Томас будто сходят с ума: на громадных холстах в одну кучу смешаны фотографии, живопись и стразы с огромными пикселями. Они полны хаоса, кажутся вышедшими из-под контроля, но это самые сильные работы на выставке.

Все это может показаться слишком блестящим и китчевым, но стиль художницы бесспорно уникален и очень четко очерчен: понятно, что это Микалин Томас, и никто другой. Бесконечные отсылки в ее работах сливаются в один большой коллаж из культур и влияний, торжество красоты, уверенности, провокации и радости.

Hayward Gallery
«Линдер. Опасность пришла улыбаясь»
«Микалин Томас. Все о любви»
До 5 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+