18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Крупнейший архив красок поможет раскрыть тайны произведений искусства

Соскобы старых красок могут не только служить тактическим целям конкретной реставрации, но и помочь в реализации будущих проектов. Фото: National Trust
Соскобы старых красок могут не только служить тактическим целям конкретной реставрации, но и помочь в реализации будущих проектов.
Фото: National Trust
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

В новый архив Национального фонда Великобритании, расположившийся в английской усадьбе Ноул-Хаус, войдет более тысячи исторических образцов красок и лаков. Эта инициатива должна стать важным подспорьем при проведении будущих реставраций

Благодаря финансовой поддержке Совета по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук этот архив уже через два года откроется в студии реставрации фонда Royal Oak, расположенной в английской усадьбе Ноул-Хаус в графстве Кент. Образцы красок, за последние 30 с лишним лет взятые с картин, мебели и интерьеров в особняках и зданиях, закрепленных за Национальным фондом Великобритании, будут доступны для ознакомления всем желающим. Ожидается, что со временем этот архив появится в открытом доступе в интернете.

«Мы всегда соскабливаем частицу красящего слоя, это неотъемлемая часть исследования. Соответственно, накопилось много отчетов, фотографий и собственно образцов. Теперь мы хотим собрать их в одном месте, чтобы комплексно подойти к изучению», — говорит Эмма Шмуекер, руководитель студии реставрации. Речь о крошечных срезах слоев краски или лака. Изучая их через оптический микроскоп, часто в сочетании с химическим анализом, можно понять особенности изготовления и применения пигментов и связующих веществ. Обычно соскобы берут в ходе реставрационных работ для определения наиболее безопасных и эффективных методов восстановления красочного слоя картины или другого объекта.

Образцы красок — самостоятельные бесценные экспонаты, отвечающие на многие, порой еще даже незаданные, вопросы, а в перспективе такой архив может быть задействован для повторного изучения более старых образцов с использованием современных технологий и экспертиз.

Обычно соскобы берут в ходе реставрационных работ для определения наиболее безопасных и эффективных методов восстановления красочного слоя картины или другого объекта. Фото: National Trust
Обычно соскобы берут в ходе реставрационных работ для определения наиболее безопасных и эффективных методов восстановления красочного слоя картины или другого объекта.
Фото: National Trust

Ребекка Хеллен, старший специалист по реставрации живописи, приводит в пример металлическое мыло (металлическая соль жирной кислоты, используемая в некоторых технологиях изготовления красок и лаков), которое за последние два с лишним десятилетия часто становилось причиной разрушения масляной живописи. «Когда я только начинала изучать реставрацию предметов искусства, никто у нас не знал, что такое свинцовое мыло, но теперь знают все, — говорит она. — Есть краски, в которых полно цинкового и свинцового мыла, отсюда много особенностей, которые никто не фиксировал, потому что о них просто не было известно».

Создание архива — финальный этап развития отдельного департамента реставрации и консервации, созданного в 2017 году в рамках шестилетней реставрации поместья Ноул-Хаус, когда открылась студия Royal Oak. Сегодня там работают с самыми разными коллекциями, расширяя тем самым возможности центра по реставрации и сохранению текстиля (он с 1976 года работает в Бликлинг-Холле в графстве Норфолк).

Недавняя реставрация особняка «А-ля Ронд» в Девоне продемонстрировала, что анализ красок может стать важным инструментом для понимания сложной истории красочных слоев. Так, Николя Шрив, старший реставратор мебели в фонде, смог доказать, что набор стульев был частью первоначальной планировки особняка. «Я понял, что пигменты, которые были в первом слое краски на поверхности стульев, совпадают с той краской, что была на стенах. Мало того, второй слой краски на стульях также оказался идентичен второму слою краски на стенах», — объясняет он. При пожаре погибли все бумажные архивы, так что образцы краски стали значимой частью истории особняка.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+