18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На выставке в Кремле подают китайскую кухню

«Осенний банкет в Оленьем зале». Горизонтальный свиток. Эпоха Мин (1368–1644). Фото: Национальный музей Китая
«Осенний банкет в Оленьем зале». Горизонтальный свиток. Эпоха Мин (1368–1644).
Фото: Национальный музей Китая
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Приехавший в Москву проект «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» был обкатан в залах Национального музея Китая в 2021 году и пользовался огромным успехом у туристов из самых разных стран. Потому что все любят поесть

Крупные российские музеи, за последние 20 лет научившиеся собирать аншлаги благодаря красивым привозным выставкам, в современных условиях столкнулись с кризисом. Сильнее других пострадал Пушкинский музей: живопись из западных стран к нам уже не привезешь. Гораздо выигрышнее ситуация у Музеев Московского Кремля: декоративно-прикладное и ювелирное искусство высшего качества есть, в общем, практически на всех континентах — в отличие от картин. Вдобавок возможность показать свои шедевры в самом Кремле — это престижно, и договоренности о подобных проектах становятся приятным бонусом в гуще политических переговоров о гораздо более серьезных вещах. Поэтому вслед за прошлогодней выставкой из аравийского Омана Музеи Кремля показывают экспонаты из выдающегося собрания Национального музея Китая.

Выставка «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» в Кремле.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» в Кремле.
Фото: Музеи Московского Кремля

Созданный в 2003 году после слияния нескольких учреждений, крупнейший в стране, Национальный музей находится на пресловутой площади Тяньаньмэнь. Его фонды включают около 1,5 млн предметов, а одна только постоянная экспозиция занимает 8 тыс. кв. м. Понятно, что из подобного собрания можно возить в Москву роскошные выставки хоть десять лет подряд, причем каждый раз на новую тему. Но показательно, что из всего потенциального многообразия сюжетов была выбрана история про то, что максимально полно воплощает жизнь, мир, здоровье, — про еду. Это ответ на показанную в Пекине в рамках перекрестного года культуры России — Китая выставку «Русское застолье — традиционная еда, напитки и искусство сервировки. Из собрания Музеев Московского Кремля».

Выставка «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» в Кремле.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» в Кремле.
Фото: Музеи Московского Кремля

Приехавшая в Москву «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» была обкатана в залах музея в Пекине в 2021 году и пользовалась огромным интересом зрителей, включая туристов из самых разных стран. Ведь китайское меню распространилось по всему миру, начав экспансию много веков назад с такой коварной и вызывающей аддикцию вещи, как чай. Выставка, адаптированная для нашего зрителя, рассказывает и об истории китайской кулинарии, и о развитии типологии посуды для приготовления и сервировки. А также о ее символике и философии, крайне важных для столь древней нации. Поэтому разделов всего пять: «Аромат вина и очарование чая» (как мило объединить эти два напитка!), «Ритуал начинается с трапезы», а также «Пища с восьми сторон света», «Эволюция кухонной утвари» и, наконец, сверкающая «Драгоценная посуда», где представлены золотые и серебряные изделия, нефрит и редчайший фарфор, рыночная цена которого иногда превышала стоимость драгметаллов.

Выставка «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» в Кремле.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» в Кремле.
Фото: Музеи Московского Кремля

Малоизвестный широкой публике факт: для китайцев погребальный культ и почитание мертвых являются практически столь же важными, как для древних египтян (принцип «служить мертвым как живым»). Благодаря этому китайские погребения наполнены огромным количеством бытовых предметов, в том числе относящихся к еде. Из-за этого проследить историю местной кухни даже за 5 тыс. лет не так уж и трудно. Материал этой цивилизации уникален в том, что он позволяет увидеть непрерывную эволюцию кухни от простейших блюд до изысканной гастрономии и стать свидетелем своего рода «культурной революции» технологий.

Выставка «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» в Кремле.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» в Кремле.
Фото: Музеи Московского Кремля

Кроме того, китайцы всегда заботились о том, чтобы сочетать трапезу с прекрасной обстановкой и красивыми зрелищами: танцами, музыкой, акробатикой, актерскими представлениями и играми. Этот аспект повседневной жизни через такие предметы, как живописные свитки, костюмы и музыкальные инструменты, тоже отражен на выставке, поделенной, как обычно, между пространствами Успенской звонницы и Патриаршего дворца.

Выставка «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» в Кремле.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае» в Кремле.
Фото: Музеи Московского Кремля

Таким образом, нам показано и рассказано о китайской кухне все: ингредиенты, методы приготовления, посуда, а также этикет. Очевидно, что после посещения этой выставки заказ пекинской утки в каком-нибудь московском ресторане станет совершенно новым эстетическим приключением.

Музеи Московского Кремля
«Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае»
До 17 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+