18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как режиссер и художник Тим Бёртон заново подарил миру готику

Фрагмент экспозиции Тима Бёртона в лондонском Музее дизайна.  Фото: Design Museum
Фрагмент экспозиции Тима Бёртона в лондонском Музее дизайна.
Фото: Design Museum
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

В книге «Создавая миры», приуроченной к выставке в лондонском Музее дизайна, Бёртон признается в том, что искусство с самого начала играло для него роль терапии. Со временем оказалось, что такая терапия была показана отнюдь не ему одному

Режиссер Тим Бёртон так описывает себя в детстве: «Я черпал утешение в своих персонажах. Было ощущение, что все вокруг странное и чужое, а ты пытаешься примириться с жизнью». Опираясь на личный архив Бёртона, книга «Создавая миры» прослеживает, как режиссер, используя особый визуальный язык, вдохновленный готической литературой, модернистским и футуристическим искусством, классическими ужасами, кинематографом немецкого экспрессионизма и дешевой фантастикой, привнес в современное кино и искусство готическую чувствительность.

Tim Burton: Designing Worlds / Maria McLintock, ed. Design Museum Publishing. 272 с., ил. £34,95. На английском языке
Tim Burton: Designing Worlds / Maria McLintock, ed. Design Museum Publishing. 272 с., ил. £34,95. На английском языке

Мария Маклинток, редактор книги и куратор одноименной выставки в лондонском Музее дизайна (до 21 апреля), выходит за рамки ранних фильмов, по которым режиссер наиболее известен, таких как «Битлджус» (1988), «Бэтмен» (1989) и «Эдвард Руки-Ножницы» (1990), чтобы показать диапазон Бёртона как иллюстратора, художника, фотографа, помещая его интерес к готике в социально-политический контекст.

Тим Бёртон родился в 1958 году в Бербанке — тихом респектабельном пригороде Лос-Анджелеса, буквально в тени надписи «Голливуд» — и вырос в семье, которая точно соответствовала конформистским стандартам американской мечты. Поклонники «Эдварда Руки-Ножницы» и «Битлджуса» узнают эту среду, из которой самые запоминающиеся герои Бёртона пытаются вырваться.

Эскиз Тима Бертона к одному из его самых известных и успешных фильмов «Эдвард руки-ножницы» (1990), в котором Джонни Депп сыграл главную роль. Фото:  20th Century Studios A sketch by Tim Burton for one of his most acclaimed and successful
Эскиз Тима Бертона к одному из его самых известных и успешных фильмов «Эдвард руки-ножницы» (1990), в котором Джонни Депп сыграл главную роль.
Фото: 20th Century Studios A sketch by Tim Burton for one of his most acclaimed and successful

Юный Тим проявлял талант. Однажды выиграл конкурс плакатов. И дни напролет проводил в одиночестве в своей комнате или на заднем дворе, рисуя простенькую мультипликацию. Его первый фильм, получивший признание, «Остров доктора Агора» (1971), по мотивам романа Герберта Уэллса, включал кадры животных в клетках, которых подросток тайно снимал в зоопарке Лос-Анджелеса. В интервью, опубликованном в книге, Бёртон рассказывает, что искусство сыграло в его жизни роль терапии. «В детстве я был интровертом: не слишком общительным, поэтому рисование стало моим способом выражения мыслей и чувств, которые мне было трудно сформулировать вербально».

Во время учебы в Калифорнийском институте искусств Бёртон заинтересовался иллюстрацией и покадровой анимацией. Позднее был принят в кинокомпанию Disney, однако оказалось, что там нужно быть человеком с корпоративным складом ума и задачи, поставленные перед ним, не сочетались с его собственным видением, в котором он не хотел идти на компромисс. Руководство компании перенаправило его на работу над фантастическим приключенческим фильмом «Черный котел» (1985), но в итоге наработки Бёртона не вошли в финальную версию.

Фрагмент экспозиции Тима Бёртона в лондонском Музее дизайна.  Фото: Design Museum
Фрагмент экспозиции Тима Бёртона в лондонском Музее дизайна.
Фото: Design Museum

«Создавая миры» фокусируется на изобретательности декораций и сложной раскадровке ранних фильмов, несовершенном, но смелом подходе к созданию авторских миров. Надо заметить, что поздний период в карьере Бёртона отмечен несколькими неудачами. Например, «Алиса в Cтране чудес» (2010), снятая в 3D, считается одним из самых уродливых фильмов в истории. Бёртон максимально хорош в тех случаях, когда все будто склеено скотчем, а декорации могут рухнуть в любой момент. Блеск компьютерных изображений никогда ему не подходил.

Составителям книги, возможно, стоило бы критичнее относиться к этому позднему периоду. Но влияние режиссера на современную эстетику в целом очевидно, и оно выходит далеко за рамки кино. Целый ряд творческих людей — от рок-звезд до иллюстраторов детских книг и модельеров, таких как Эди Слиман и Иссей Мияке, — опирался на эстетику Бёртона, заимствуя его чувствительность и используя его персонажей и темы в качестве вдохновения.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+