18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Библиотека искусств имени Боголюбова снова стала похожа на усадьбу

Реставрация Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова, началась в 2023 году. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Реставрация Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова, началась в 2023 году.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Этот особняк на Сущевской улице в Москве изначально, в ХIХ веке, имел непосредственное отношение к созданию живописи, а впоследствии — к погружению в ее историю

Реставрация одной из старейших читален Москвы, Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова, началась в 2023 году — за год до 200-летия со дня рождения художника Алексея Боголюбова (1824–1896), первого владельца участка на Сущевской улице. К дате закончить не успели, сдали с некоторой задержкой.

Особняк Третьякова относят к неоклассическому модерну. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Особняк Третьякова относят к неоклассическому модерну.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

Двухэтажного деревянного дома, построенного для мариниста по проекту Льва Даля к 1878 году, уже нет, о нем напоминает только макет, который хранится в библиотеке под стеклянным колпаком, и еще оставшиеся в вестибюле резные двери. Главный дом усадьбы ныне носит имя юриста и художника Николая Третьякова (1857–1896), который выкупил здание у прежнего владельца, когда тот окончательно решил перебраться в Париж по состоянию здоровья. Единственный сын Сергея Третьякова был другом и поклонником таланта Алексея Боголюбова. Когда его брат Николай Боголюбов (1821–1898), тайный советник и писатель, покупал для художника участок на Сущевской улице, тот уже болел и только на лето приезжал в Россию, собирая в своем доме цвет творческой интеллигенции.

По заказу Третьякова к деревянному дому была сделана парадная пристройка, ее архитектором выступил Адольф Эрихсон, известный своим интересным творческим почерком на стыке разных стилей. Особняк Третьякова относят к неоклассическому модерну. Реставраторы возвращали главный дом усадьбы как раз к тому виду, каким Эрихсон сдал его заказчику. «Восстановлены интерьеры 1891–1892 годов, включая потолок вестибюля, барельефы грифонов над главным входом, дубовый щитовой паркет, а также потолочную лепнину и исторические розетки. Теперь старинный особняк готов вновь принимать посетителей», — отчитался глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Особое внимание при нынешней реставрации усадьбы было уделено воссозданию неоклассических интерьеров. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Особое внимание при нынешней реставрации усадьбы было уделено воссозданию неоклассических интерьеров.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

Путь к возвращению исторической памяти оказался долгим и витиеватым. После революции здание было нацио­нализировано, в 1919 году в нем открылась библиотека. Правда, долгое время она носила имя не Алексея Боголюбова, а крестьянского поэта Ивана Сурикова (к художнику Василию Сурикову отношения не имеет). Лишь в 1996 году постановлением правительства Москвы библиотеке было присвоено имя первого владельца дома.

В 2002 году здание получило статус памятника истории и культуры; как раз тогда там шла реконструкция усадьбы, завершившаяся к 2004 году. Деревянный двухэтажный дом Боголюбова снесли именно в то время — по причине ветхости строения. За полвека до того, в 1946–1949 годах, в Суриковке, как называли библиотеку в советское время, был проведен капитальный ремонт, так что исторические элементы уцелели чудом. С конца ХIХ века сохранились интерьеры двух комнат: Голубой гостиной, которая с начала 1990-х работает как литературно-музыкальный салон, и Белой парадной столовой, где сейчас проходят выставки.

С конца ХIХ века сохранились интерьеры двух комнат: Голубой гостиной и Белой парадной столовой. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
С конца ХIХ века сохранились интерьеры двух комнат: Голубой гостиной и Белой парадной столовой.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

В числе прочего в ходе работ, завершившихся в феврале 2025 года, историческое здание приспособили к современным требованиям безопасности — установили автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией. Заодно отремонтировали здание, которое было построено в начале 2000-х на месте деревянного дома Боголюбова. Там обновили интерьеры, инженерные системы, фасады и кровлю, установили пандус. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+