18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии

Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни

Даже если вы не пропускаете ни одного проекта в «ГЭС-2», этот вас гарантированно удивит — не обязательно экспонатами или кураторской мыслью (обо всем этом ниже), но как минимум архитектурой. С 3 апреля выставочное пространство на минус первом этаже впервые предстало перед посетителями таким, каким его увидел и спланировал Ренцо Пьяно, реконструируя старое здание электростанции, — полностью открытым. Архитекторы из sashakim.studio решили делать выставку «Не слитно, не раздельно» без перегородок. Это чистое поле, в котором экспонаты организованы вокруг лаконичных конструкций, их облик отсылает отчасти к очертаниям древних городищ, отчасти к временным базам археологической экспедиции.

Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Сюжет выставки непосредственно связан с экспедицией — вполне конкретной, но совершенно необъятной — как по хронологии, так и по числу людей и институтов, в ней участвовавших. Начавшись в 1937 году на территории Узбекской, Казахской и Туркменской ССР под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР Сергея Толстова, Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция завершилась лишь с распадом СССР.

Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Упомянутые экспонаты — документы экспедиции, многочисленные артефакты Древнего Хорезма из коллекций Музея Востока, Эрмитажа и Института этнологии и антропологии РАН и художественные произведения — работы экспедиционных художников, а еще наших современников, в том числе созданные специально для проекта. Название «Не слитно, не раздельно» не про орфографию, а про историю, рассматриваемую как тотальность и как набор разрозненных предметов, тем и обстоятельств. «Есть ракурсы, с которых сюжеты, исторические обстоятельства соединяются в целое. Точно так же и расколотый, утративший целостность сосуд можно помыслить как целое, лишь соединив в своем воображении отсутствующие фрагменты, заполнив лакуны», — поясняет один из кураторов выставки Ярослав Алешин.

Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

По масштабу Хорезмскую экспедицию вполне можно сравнить с научно-фантастической миссией — полетом к далекой галактике гигантского корабля, на котором по ходу действия сменяется несколько поколений, а все члены экипажа не успевают перезнакомиться друг с другом. И если целями (с которыми экспедиция блестяще справилась) были раскопки и комплексное изучение разновременных памятников древнехорезмийской цивилизации, то миссия представляла собой, в широком смысле, как раз полет к будущему, большой модернистский проект, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни, наряду с урбанизацией, строительством дорог и грандиозных ирригационных сооружений. Они должны были превратить пустыни Центральной Азии в цветущий сельскохозяйственный рай, а привели к неожиданной экологической катастрофе — гибели Аральского моря.

Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Этот модернистский аспект кураторы вынесли в качестве главной темы выставки. «В экспозицию есть два входа, содержательных и буквальных, — рассказывает куратор Катерина Чучалина. — Один — в область археологии, второй — в ту часть, которая связана с водой. Не секрет, что Хорезмская экспедиция и проекты мелиорации находились в тесной взаимосвязи, нельзя говорить об одном, не упоминая другое». Специально к выставке художница Маяна Насыбуллова создала объект, напоминающий одновременно музейную витрину и волшебный фонарь, в котором история исчезновения Аральского моря превращается в аттракцион с игрой световых пятен, теней и барханами из соли. А художница Шуи Цао представила видеоработу, снятую в поездке к Аральскому морю. В ней она исследует экологическую катастрофу через неуютные, иррациональные аспекты водной стихии, мифологемы, которые могут быть связаны с отступлением воды.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Не слитно, не раздельно»
До 28 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+