18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тейт с размахом отмечает 250-летие Уильяма Тёрнера

Уильям Тёрнер. «Дордрехт. Заштилевший корабль из Роттердама». 1818. Фото: Yale Center for British Art
Уильям Тёрнер. «Дордрехт. Заштилевший корабль из Роттердама». 1818.
Фото: Yale Center for British Art
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Выставки в рамках фестиваля «Тёрнер-250» показывают, почему художник может считаться современным и сегодня, и раскрывают малоизвестные грани его наследия

Лондонский музей Тейт отмечает 250-летие со дня рождения Уильяма Тёрнера фестивалем «Тёрнер-250», предусматривающим проведение более 30 выставок и других проектов внутри и за пределами Великобритании. «Родившийся 23 апреля 1775 года, Дж.М.У.Тёрнер признан наиболее влиятельным британским художником всех времен», — решительно заявляет музей в пресс-релизе.

В течение года наследие Тёрнера будет представлено зрителям в широком диапазоне: от пейзажных гравюр в Художественной галерее Уитворта в Манчестере (до 2 ноября) до двойной выставки Тёрнера и Джона Констебла в Тейт Бритен в Лондоне (27 ноября 2025 года — 12 апреля 2026 года). Беспрецедентно большое число картин художника из Тейт отправилось в Китай. Выставку «Диалоги с Тёрнером. Пробуждение возвышенного» уже посетило 160 тыс. человек — из-за популярности ее продлили до 10 мая.

Уильям Тёрнер. «Стаффа, пещера Фингала». 1832. Фото: Yale Center for British Art
Уильям Тёрнер. «Стаффа, пещера Фингала». 1832.
Фото: Yale Center for British Art

Фестиваль «Тёрнер-250» послужил хорошим поводом, чтобы обратиться к малоисследованным аспектам творчества знаменитого художника. Экспозицию «Королевство Тёрнера. Красота, птицы и звери» (до 26 октября), посвященную анималистическим опытам мастера, откроют в его загородном доме в Твикенхэме.

Выставка «Тёрнер. Всегда современный», которая начнет работу осенью в Галерее искусств Уокера в Ливерпуле, покажет, что он предвосхитил дискуссию, связанную с изменением климата. «Заключительный раздел экспозиции расскажет о том, как Тёрнер и Джон Рёскин посещали Швейцарские Альпы и отмечали, как меняются ледники, — говорит куратор Мелисса Гастин. — Такие материалы 1840-х годов демонстрируют, что климатический кризис обсуждался еще в XIX веке».

Есть в биографии Тёрнера и темные пятна. Несколько лет назад резонанс вызвало заявление директора Тейт Алекса Фаркухарсона о том, что в 1805 году художник вложил £100 в ранчо на Ямайке, где использовался рабский труд. Правда, подчеркивалось, что его взгляды в отношении рабства становились все более прогрессивными, о чем можно судить по полотну «Невольничий корабль» (1840). В его основу легла история о британском судне «Бонг», экипаж которого утопил, выбросив за борт, около 140 рабов-африканцев после того, как у них закончились запасы пресной воды. Примечательна в этом смысле и картина «Всемирный потоп» (впервые выставлена в 1805 году), в правом нижнем углу которой изображен чернокожий мужчина в кандалах, который спасает от утопления белую женщину. В 1828 году художник посвятил отпечаток этой работы лорду Кэрисфорту, выступавшему за отмену рабства. При этом среди покровителей мастера были и аболиционисты, и рабовладельцы.

Уильям Тёрнер. «Замок Харлех, вид с парома Тигвин летним вечером». 1799. Фото: Yale Center for British Art
Уильям Тёрнер. «Замок Харлех, вид с парома Тигвин летним вечером». 1799.
Фото: Yale Center for British Art

Ключевым юбилейным проектом, который принесет пользу как ученым, так и более широкой аудитории, является окончание работы над онлайн-каталогом альбомов, рисунков и акварелей Тёрнера. Художник умер в 1851 году в возрасте 76 лет, оставив завещание, согласно которому все его наследие — а это около 300 картин и 30 тыс. работ на бумаге, включая альбомы с эскизами, — передавалось британской нации (родственники были не рады такому повороту и даже пытались оспорить завещание в суде). Разбор и каталогизация графики Тёрнера велись с 2002 года и только сейчас подошли к завершению. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+