18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности

Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена.  Фото: Musée national Marc Chagall
Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена.
Фото: Musée national Marc Chagall
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Уже не первый год французские музеи играют в парфюмеров, используя различные ароматы в качестве экспозиционных инструментов. У этих запахов свои познавательные и драматургические функции, требующие иной раз не только благоухания

В последние годы культурные институции во Франции все чаще обращаются к ольфакторному — связанному с восприятием запахов — опыту посетителей, иногда намеренно провоцируя их запахами, чтобы впечатление от выставки дольше оставалось в памяти.

В прошлом году Национальный морской музей представил обновленную постоянную экспозицию, дополненную эксклюзивной коллекцией запахов, которые сопровождают гостей на протяжении всего посещения. Однако, как заявила в интервью Дельфина Рабат, дизайнер интерьеров и глава агентства Casson Mann, которое участвовало в реконструкции музея, «ольфакторный опыт публике никогда не навязывается, посетителей предупреждают о том, что запахи могут быть порой резкими, неприятными». Например, в зале, посвященном затоплению нефтяного танкера Prestige в 2002 году, можно нажать на кнопку и в воздухе запахнет нефтью. Этот аттракцион призван привлечь внимание к экологическому кризису.

А Национальный музей Марка Шагала в Ницце в честь своего 50-летия призвал творческих людей разных профессий черпать вдохновение из его художественной коллекции. Так, Жан-Клод Эллена, бывший парфюмер Hermès, создал пять ароматов на основе розы как оммаж шагаловской серии «Песнь песней». «Парфюмерия — это искусство, а парфюмеры — художники», — уверен Грегори Кудерк, научный руководитель музея. Перед каждым полотном Шагала поставили стулья, на которых разместили стаканчики с ароматизированными бумажными полосками, предложив посетителям присесть и вдохнуть композиции от Эллена.

Правда, музеям не всегда удается достичь желаемого результата. Некоторые посетители выставки «Вечный Альфонс Муха», проходившей в 2023 году в парижском Гран-пале Иммерсиф, жаловались на то, что цветочный аромат, созданный TechnicoFlor как воплощение чувств чешского художника к актрисе Саре Бернар, казался кричащим и неуместным. «Я не понимаю, каким образом смесь розы, камелии и жасмина символизирует их отношения, — заявил тогда один французский искусствовед. — Еще больше раздражало то, что пришлось совать нос в дырку, просверленную в стене».

Марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы. Фото: Sophie Lloyd/Мusée de la Chasse et de la Nature
Марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы.
Фото: Sophie Lloyd/Мusée de la Chasse et de la Nature

Похоже, заигрывание с ароматами на выставках началось с Музея изящных искусств в Ла-Рошели, где в 2016 году появился целый «ольфакторный стол», который должен был помочь слабовидящим посетителям оценить экспонаты. Через год марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы. Один из них, «Аромат единорога», содержал кастореум — вещество, которым бобры метят территорию. Посетители с удивлением отмечали, что аромат скорее приятный, чем отталкивающий.

На фестивале искусств в Нанте в 2021 году его тогдашний арт-директор Жан Блез предложил публике выбрать лучший из трех изготовленных на заказ ароматов, которые представили в замке герцогов де Бретань. В результате голосования победила композиция Бертрана Дюшофура с нотками магнолии, цитрусовых, розовых ягод, рома, пачулей и ветивера. Кажется, запахи и правда манят: фестиваль посетило более 300 тыс. человек. Основанный Блезом фестиваль под открытым небом породил дюжину подобных мероприятий по всей Франции.

В сувенирном магазине при Национальном морском музее запасы камешков, пропитанных ярким ароматом «Морской шлейф» на основе водорослей, который придумал парфюмер Нат-Али Лорсон, раскупают с завидной скоростью. «Мы хотели дать публике возможность прикоснуться к морской истории и привезти домой частичку музея», — говорит директор институции Тьерри Гассерон.

Похоже, эта мода в ближайшее время вряд ли выветрится. Diptyque, французский бренд ароматов, уже открыл фонд, в задачи которого, по словам его президента Лоранс Семишон, входит сотрудничество с культурными институциями для «разработки ольфакторных проектов, способствующих диалогу между искусством и природой».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+