18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Катика в фонде Ruarts: перевязывая душевные раны

Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

В рамках своей грантовой программы московский фонд показывает персональную выставку художницы Катики. Это почти два десятка произведений, связанных крючком из шерстяных ниток и украшенных бусинами и стразами

Выбранный художницей Катикой формат работ, квадрат 1 на 1 м, символизирует устойчивость и безопасное пространство. Яркие и декоративные, работы производят внешне жизнерадостное впечатление, однако на деле каждая — это погружение в жизнь художницы.

Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Катика родилась в Венгрии в 1989 году. Окончила Уральскую государственную архитектурно-художественную академию. В 2022 году приняла участие в восьмом сезоне «Открытых студий» Центра современного искусства «Винзавод». Примерно с этого времени она заметна на нашей арт-сцене (хотя в творческой биографии художницы тогда уже были выставки и в Японии, и в США, в Майами). Ее работы, почти всегда с элементами портретов, мгновенно опознаются. Катика работает большими сериями, и, пожалуй, именно в этой последней ярче всего выражено противопоставление техники, которая, казалось бы, должна сделать произведения домашними и уютными, с острой, болезненной сутью работ.

В цикле «Навязчивые мысли» Катика исследует свой ­разум и эмоции, маниакальные привязанности, обсессии, тревожность и другие проблемы. В его основе беседы художницы с психотерапевтом, а каждая работа, как пациент, получила медицинскую карту с диагнозом. В бумажной папке — заключение психотерапевта, анализ изображения, вскрывающий проблемы, листок с прилипчивым мотивчиком (музыка звучит на выставке, заставляя нервно припоминать, откуда взяты эти несколько тактов) и страницы, неразборчиво исписанные крупным почерком, где повторяются одни и те же ключевые слова.

Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Давшая название выставке работа «Навязчивые мысли» — это автопортрет художницы с обнаженным мозгом, в которой, как гласит ее «диагноз», отражена борьба с внутренними конфликтами и бесконечно повторяющимися мыслями. Работа «Полезные связи» фокусируется на руках, «которые для героини олицетворяют ее свободу, творчество и страх потери функций». Вязаное полотно «Связи с реальностью» выражает болезненный процесс взросления и внутренний протест против давления социальных обстоятельств.

Немногие готовы так открыто вскрывать конфиденциальную природу своего пути лечения. Выставка занимает пятый этаж здания фонда Ruarts; несколько работ повешены над стеклянным полом с видом на нижние этажи — и вдруг ловишь себя на страхе высоты.

Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Боль, страдания и страх — не единственные мотивы проекта; каждая работа — многодельная (художница рассказывает, как много тратится времени и усилий, ведь нередко она прядет и красит шерсть сама), завершенная, украшенная блестками — это шаг к осознанию себя и, как следствие, исцелению.

Как становится ясным из бесед с Катикой, она редко бывает окончательно удовлетворена плодом своего труда. Произведения к этой выставке созданы из распущенных фрагментов более ранних работ. Этот метод превращает уничтожение в трансформацию, позволяя художнице проживать, а не стирать прошлые неудачи. Важно, что к этому процессу она подходит осмысленно — видеоинсталляции, каждая из которых фиксирует распускание Катикой собственных работ, в январе были показаны в диджитал-арт-проекте «Распущенные» на «Винзаводе».

Фонд Ruarts
«Навязчивые мысли»
До 27 апреля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+