Название выставки, открывшейся во дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском, не просто красивая метафора утраченного идеального мира. Центральное место на ней отведено истории села Крохино в Белозерском районе Вологодской области, ушедшего под воду в 1960-х при запуске Шекснинской ГЭС. От села осталась стоять в воде лишь каменная церковь Рождества Христова.
Над куполом храма был установлен маяк зоны затопления, но прослужил он недолго. Начиная с 1990-х здание стремительно разрушалось. А 15 лет назад был основан благотворительный фонд «Крохино», который занимается консервацией руин и сохранением материального и нематериального наследия Белозерья. Фонд стал одним из партнеров выставки, на которой показаны подлинные наряды женщин Архангельской, Вологодской, Новгородской и Олонецкой губерний.
Крохино представлено артефактами, поднятыми из-под воды, уникальной иконой Спаса Вседержителя, которую художник-мозаичист Богдан Лавриненко создал из осколков утраченных фресок, собранных в церкви Рождества Христова. Демонстрируется реконструкция свадебного наряда крохинского посада, выполненная студией традиционного костюма «Русские начала» — еще одним партнером выставки.
«В самом названии выставки присутствует утрата, но, по моему мнению, она в большей степени про возвращение красоты — и про собирание истории. Возвращение красоты дарит радость, так что о грусти на этой выставке речи не идет», — поделилась с нашим изданием впечатлением от экспозиции руководитель фонда «Крохино» Анор Тукаева.
Музей-заповедник «Коломенское»
«Северная Атлантида»
До 7 сентября