18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лучшие выставки для новогодних каникул

В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам

«Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж»

Новая Третьяковка, Западное крыло

Гигантский совместный германо-франко-российский проект, собравший лучших европейских художников современности, от падения железного занавеса до наших дней. Перечень звезд внушителен — назовем Георга Базелица, Монику Бонвичини, Эрвина Вурма, Гилберта и Джорджа, Илью и Эмилию Кабаковых, Маурицио Каттелана, Ансельма Кифера, Аннетт Мессаже, Герхарда Рихтера, Мону Хатум, Олафура Элиассона, группу Slavs and Tatars. Выставка, уже побывавшая в Берлине, после Москвы отправится в Париж.

Подробнее о выставке — здесь.

До 13 марта

«Бывают странные сближенья»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Выставка, занявшая практически весь второй этаж главного здания Пушкинского музея. Используя и хорошо знакомые экспонаты из музейной коллекции, и редкости из фондов, и живопись, и чучела, и азиатские диковины — всего 400 произведений из 50 музеев, всемирно известный французский куратор Жан-Юбер Мартен показывает, как мыслить визуально. Он находит рифмы между яблоком и земным шаром, прослеживает тему зеркала через века и народы, уделяет много внимания метаморфозам любви. Главный завет: не читайте этикеток, доверьтесь глазам!

Подробнее о выставке — здесь.

До 6 февраля

«Томас Деманд. Зеркало без памяти»

Музей современного искусства «Гараж»

Первая в России выставка немецкого художника и фотографа Томаса Деманда. Его метод состоит в заимствовании изображений тех или иных событий из прессы и других источников и дальнейшем воспроизведении этих сцен в реальном масштабе из картона и бумаги. Фактически художник создает скульптуры, после этого он их фотографирует, а затем разрушает. Большой проект занял оба этажа музея. Первый этаж посвящен осмыслению идеи макета и модели, которые являются фактически альфой и омегой искусства Деманда. На втором представлены кинопавильоны — парящие модели, отдаленно отсылающие к конструктивистским формам. В них показывают фильмы немецкого режиссера, писателя, продюсера, автора телевизионных передач, общественного деятеля и идеолога нового немецкого кино Александра Клюге, соавтора художника.

Подробнее о выставке — здесь.

До 30 января

«Открытки от художников. Зима»

Фонд культуры «Екатерина»

Уже в 14-й раз куратор и галеристка Вера Погодина показывает «открытки от художников» — проект, переосмысляющий тему праздников. На сей раз в нем приняли участие более 200 современных художников и творческих объединений разных поколений — лучшие имена современной российской арт-сцены. Причем большинство из этих «открыток» создано для выставки специально. Праздничный и нестрогий характер темы предоставляет художникам большую свободу в выборе тем и сюжетов. Однако в каждом случае это небольшое произведение, подчас трогательное, подчас завораживающее, оказывается проекцией основного и неизменно узнаваемого зрителем стиля автора.

До 9 января

«Я люблю Зверева»

Музей AZ

В честь 90-летия Анатолия Зверева музей представляет выставку «Я люблю Зверева. Шедевры московских коллекций», где показывает лучшие образцы творчества легендарного нонконформиста как из собственной коллекции, так и из других частных собраний. В проекте Музея AZ собрано 140 картин и рисунков из 6 коллекций: Сергея Александрова, Давида Гольдферта, Марка Курцера, Игоря Маркина, Наталии Опалевой, Андрея Тимохина. Большинство произведений ранее не выставлялись.

Подробнее о выставке — здесь.

До 29 мая

«История российского дизайна. Избранное. 1917–2022»

Московский музей дизайна, Западное крыло ГТГ

Антресоли бывшего ЦДХ теперь постоянное место Московского музея дизайна, который на пару с Третьяковской галереей представляет первую ретроспективу российского дизайна за 100 лет. Здесь более 500 экспонатов, причем как известные многим массовые предметы вроде телефонной будки, так и макеты, эскизы, чертежи, реконструкции знаменитых невоплощенных проектов, концептуальные разработки (например, автомобиля-малолитражки «Белка», который так и не был запущен в производство).

До 27 ноября

«Шедевры Русского музея: „Смолянки“ Дмитрия Левицкого»

Государственный исторический музей, Выставочный комплекс

Из Петербурга в Москву ненадолго приехали знаменитые портреты красавиц екатерининского времени — юных воспитанниц Смольного института кисти Левицкого, танцующих, музицирующих и разыгрывающих театральные сценки. В зале, обитом мерцающим голубым муаром, также можно видеть фрагменты позолоченного иконостаса в стиле рококо, сделанного для одной из церквей Смольного монастыря самим Растрелли, веера, платья, фрейлинские шифры, гравюры, фотографии, рассказывающие о екатерининской эпохе и более поздней истории женского института.

Подробнее о выставке — здесь.

До 14 февраля

«Театрократия. Екатерина II и опера»

Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Проект рассказывает о том, как при императрице Екатерине Великой (и во многом благодаря ей) в России в XVIII веке возник музыкальный театр. На выставку (она же — театральный фестиваль) собраны экспонаты из 27 музеев: бутафория, декорации, предметы театральных интерьеров XVIII столетия, которые с размахом распределены по разделам («Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом»). Нам показывают работы театральных декораторов, служивших при дворе императрицы, музыкальные инструменты, а также множество других произведений искусства, связанных с этой блистательной темой.

Подробнее о выставке — здесь.

До 9 января

«Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения»

Государственный Эрмитаж

Эрмитаж и ГМИИ им. А.С.Пушкина, главные держатели наследия Альбрехта Дюрера в России, объединили усилия, чтобы показать около 200 его произведений. Также в Петербург приехали экспонаты из региональных музеев, что сделало выставку максимально полной из возможных в нашей стране. Помимо графики, это около 30 уникальных рисунков. Выставка Дюрера развернута в Николаевском зале Зимнего дворца, где год назад гостил Рафаэль.

Подробнее о выставке — здесь.

До 28 марта

«Покой и Радость»

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

Выставка «Покой и Радость» объединяет работы 70 русских художников — от Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского и Сильвестра Щедрина до Архипа Куинджи, Михаила Нестерова и Виктора Борисова-Мусатова. Всего в ней участвует около 30 музеев из России и зарубежья. Куратором выступил ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский. Это идиллическое повествование об искусстве, далеком от драматических тем, показаны самые красивые и спокойные произведения русской живописи, в том числе множество неизвестных широкой публике авторов XIX века.

Подробнее о выставке — здесь.

До 30 января

«Русский Константинополь»

Государственный музей Востока

Головокружительная смесь ориентализма и бисерной роскоши ар-деко: знаменитый историк моды Александр Васильев представляет фрагмент его гигантской коллекции. Выставка разместилась в пяти небольших залах Музея Востока. «Русский Константинополь» — это своего рода сиквел выставки «Русский Китай», которую Васильев устраивал там же в 2011 году. Она тоже посвящена тому, как мутировала и выживала мода в среде нашей белой эмиграции на фоне экзотического окружения: платья вечерние, повседневные, концертные, купальные костюмы, множество сумочек, немного букинистики и экзотические предметы турецкой повседневности, которой эмигранты пользовались в быту.

До 23 февраля

«Французский рисунок из собрания Инны Баженовой и частных коллекций»

In аrtibus

Экспозиция включает более сотни работ, охватывающих несколько веков французской графики — от Ренессанса до модернизма, которые позволяют проследить эволюцию местной школы Нового времени. К самым ранним на выставке относятся рисунки мастеров XVI века, близких школе Фонтенбло. К числу позднейших — рисунки Амедео Модильяни, а также редчайший портрет его самого, спящего, выполненный Жанной Эбютерн, чье собственное наследие как художницы микроскопическое, около двух десятков работ, поэтому этот рисунок уникален.

Подробнее о выставке — здесь.

До 6 марта

«Константин Коровин и его ученики»

Новый Манеж

Проект, посвященный 160-летию со дня рождения Константина Коровина, показывает его не только как живописца, но и как преподавателя. Среди представленных на выставке мастеров, помимо него самого, Петр Вильямс, Сергей Герасимов, Алексей Исупов, Георгий Лапшин, Валентин Серов, Федор Федоровский, Александр Шевченко и сокурсники Коровина. Это произведения из собрания московской галереи «Веллум», владелица которой Любовь Агафонова выступила куратором, а также живопись и графика из нескольких частных коллекций — всего около 40 произведений. Кроме того, на выставке представлены редкие фотоматериалы, фрагменты литературных записок Коровина и переписки с друзьями и учениками, короткометражные документальные фильмы о художнике и его влиянии на русское искусство.

До 23 февраля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+