18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ

Пабло Пикассо. «Портрет поэта Сабартеса». 1901. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пабло Пикассо. «Портрет поэта Сабартеса». 1901. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент

Всемирно известный куратор Жан-Юбер Мартен готовит в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина проект «Бывают странные сближенья», который откроется 9 ноября и пройдет одновременно с Международным музыкальным фестивалем «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Зрителям стоит приготовиться к новому опыту посещения музея: перед скорым закрытием главного здания на реконструкцию здесь решились на большой эксперимент. Шесть залов первого этажа займет новая экспозиция старых мастеров — выставке же Мартена отведено все пространство второго этажа, а не только привычные для временных проектов Белый зал и колоннада.

«Мы будем разрушать все принципы, к которым привыкли в постоянной экспозиции и во временных выставках. Может быть, сейчас нам, находящимся в стабильном стрессе, нужна именно такая эмоциональная встряска. И хотя мы сами немного боимся реакции людей, мыслящих консервативно и привыкших жить в прежней парадигме представлений о музее, я считаю, ее нужно менять», — рассказала директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.

Александр Родченко. «Девушка с „лейкой“». 1934. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Александр Родченко. «Девушка с „лейкой“». 1934.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Нынешняя выставка произошла из проекта «Древние украли все наши идеи», который планировалось представить в 2020 году во всем главном здании на Волхонке перед самым его закрытием на реконструкцию. Выставка «Бывают странные сближенья» состоит из 13 частей-глав и, судя по всему, на материале коллекции Пушкинского явит во всей красе кураторский прием Жан-Юбера Мартена, который находит что-то общее в произведениях разных стран и эпох и выстраивает неожиданные параллели. Этот прием уже можно было наблюдать на мартеновских выставках «Карамболь» в Гран-пале (2016) и «Против исключения», основном проекте III Московской биеннале современного искусства (2009).

«У меня складывается ощущение, что в последние десятилетия музеи уделяли много внимания знаниям в ущерб чувственному восприятию. Именно поэтому наша выставка не опирается на хронологию и привычные категории истории искусства. Ее мысль очень проста: это то, что, собственно, зритель видит, то, что изображает картина или произведение», — рассказал куратор о готовящейся выставке.

Так, в главе «От яблока к земному шару» он смиксовал «Адама и Еву» Лукаса Кранаха Старшего и «Спасителя» Джампетрино, в «За наблюдателем наблюдают» — «Испанку» Кеса ван Донгена и церемониальную маску племен Аляски, а в «От складки к геометрии» — набросок Луки Камбьязо «Снятие с Креста» и кубистическое полотно «Замок Ла-Рош-Гюйон» Жоржа Брака, происходящее из коллекции Сергея Щукина.

Лука Камбьязо. «Снятие с Креста». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Лука Камбьязо. «Снятие с Креста».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Главный, Белый зал займут произведения главы «От потаенного к двойному образу», и, по словам Александры Даниловой, российского сокуратора выставки, она, по идее, может ответить на популярный вопрос «что хотел сказать художник?». «Здесь Мартен блистательно предлагает разные визуальные аналогии, которые провоцируют наш взгляд. Вдруг мы видим, как персонажи с полотен Гогена обращаются в маски на древних сосудах. Одно из ключевых слов этого проекта — „игра“. Мартен обращает наше внимание на детали, второстепенные моменты, которые мы обычно упускаем, рассматривая то или иное произведение», — поделилась куратор своими впечатлениями.

К вещам из Пушкинского музея добавят некоторые экспонаты из коллекций этнографических и естественно-научных музеев. К примеру, из Дарвиновского прибудет чучело японской макаки с яблочком в лапке.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Бывают странные сближенья»
9 ноября 2021 — 6 февраля 2022

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+