Пушкинский музей перевесит старых мастеров

Залы музея готовят к новой экспозиции. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Залы музея готовят к новой экспозиции.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

ГМИИ им. А.С.Пушкина представит новую концепцию постоянной экспозиции старых мастеров в шести залах первого этажа главного здания

Залы византийского искусства, искусства Германии и Нидерландов XV–XVI веков, искусства Фландрии XVII века, Рембрандта и его школы, искусства Голландии XVII века в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина с 11 октября будут выглядеть совершенно по-новому. Это невероятно решительный шаг для музея.

Представить классический музей в современном облике было поручено французскому сценографу, дизайнеру, историку искусства Патрику Уркаду. Свою диссертацию он некогда посвятил Пьеру де Мюе, архитектору Марии Медичи. В 1980-е годы Патрик Уркад занимал должность арт-директора французского издания Vogue, где сотрудничал с Хельмутом Ньютоном, Ги Бурденом и другими выдающимися фотографами XX века. Был приглашен Карлом Лагерфельдом в качестве куратора его коллекции декоративно-прикладного искусства. Это не первый опыт сотрудничества Уркада с ГМИИ: в 2019 году он выступил в роли сокуратора и автора художественной концепции выставки «Восточный джаз / East West Jazz».

«Кураторы, работавшие над обновлением пространства музея вместе с приглашенным сценографом, хотели подчеркнуть значимость каждого отдельного произведения, представленного в экспозиции: собрание Пушкинского — это не только гармоничный ансамбль работ, но самоценные экспонаты, каждый из которых — шедевр», — говорится в пресс-релизе.

Для создания новой концепции показа старых мастеров была изучена история постоянной экспозиции живописи ГМИИ с 1924 года, когда была открыта картинная галерея Музея изящных искусств, и до последних изменений, произошедших в 2006 году.

Классическая французская живопись вернется в залы, в которых она демонстрировалась с 1974 по 2006 год. Зато 31-й зал, где обычно проводились камерные временные выставки, впервые станет частью постоянной экспозиции. В него переедут живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство Германии и Нидерландов XV–XVI веков. Искусство Византии и итальянского Раннего Возрождения останется в прежнем пространстве, но зрители увидят его совершенно в ином свете.

Обновление главного здания — один из важных шагов на пути к масштабной трансформации музея. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Обновление главного здания — один из важных шагов на пути к масштабной трансформации музея.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак отметила: «Новая экспозиция — важный для нас момент еще раз напомнить о том, что жизнь не стоит на месте. Она изменяется ежеминутно, ежесекундно, и главное — не упускать ни один из ее моментов, проживать каждый. Не забывать, не сожалеть о прошедшем и смотреть вперед — это и есть главный посыл наших перемен».

Реэкспозиция — лишь один шаг к переменам, которые ждут главное здание ГМИИ в ближайшем будущем.

В пяти залах первого этажа, в которых сегодня находится итальянская и французская живопись, а также на главной выставочной оси и еще в нескольких пространствах второго этажа уже в ноябре развернется выставка «Бывают странные сближенья». Ее специально для Пушкинского музея готовит известный французский куратор Жан-Юбер Мартен (выставка была намечена на 2020 год, но обстоятельства заставили ее перенести). А затем, весной 2022 года, эти залы займет грандиозная выставка, посвященная великим коллекциям Михаила и Ивана Морозовых (22 сентября свой вариант этой выставки открывает Фонд Louis Vuitton в Париже). А в перспективе главное здание будет полностью закрыто для реконструкции, в результате которой к 2027 году территория ГМИИ им. А.С.Пушкина увеличится более чем в два раза.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+