В Пушкинском открылась выставка «Восточный джаз/East West Jazz»

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

Ставя рядом восточное и западное нефигуративное искусство, кураторы показывают сходство, параллели между восточной и западной культурой

Анри Матисс. «Кошмар белого слона». Таблица 4 из серии «Джаз». Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse
Анри Матисс. «Кошмар белого слона». Таблица 4 из серии «Джаз».
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse

Новая выставка ГМИИ им. А.С.Пушкина объединяет красочные восточные халаты и ткани с произведениями европейской абстрактной живописи. Ставя рядом восточное и западное нефигуративное искусство, кураторы выставки — сотрудники ГМИИ Анна Клочкова, Николай Молок, Сурия Садекова и историк искусства, а в прошлом арт-директор французского издания журнала Vogue Патрик Уркад — показывают сходство, параллели между восточной и западной культурой.

Анри Матисс. «Лагуна». Таблица 19 из серии «Джаз». Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse
Анри Матисс. «Лагуна». Таблица 19 из серии «Джаз».
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse

В основе выставки — две частные коллекции. В последнее время показ значимых частных собраний широкой публике — одно из стратегических направлений в деятельности музея. Среднеазиатские халаты и ткани (более 30 образцов) предоставил Александр Клячин, бизнесмен, владелец отеля «Метрополь», член попечительских советов Еврейского музея и центра толерантности и Большого театра. Работы абстракционистов послевоенной поры в экспозиции (среди них произведения Виктора Вазарели, Джима Дайна, Франсуа Морелле, Николя де Сталя, Ханса Хартунга) — из коллекции Жан-Клода Гандюра, швейцарского бизнесмена и основателя нескольких благотворительных фондов.

Анри Матисс. «Метатель ножей». Таблица 15 из серии «Джаз». Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse
Анри Матисс. «Метатель ножей». Таблица 15 из серии «Джаз».
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse

Пушкинский музей дополнил экспозицию работами из собственного собрания: редко показываемой графической серией Анри Матисса «Джаз» и произведениями Василия Кандинского. А произведения Даниеля Бюрена, Александра  Колдера, Джоан Митчелл, Сержа Полякова, Лучо Фонтаны на выставке — из Центра Жоржа Помпиду,  Музея современного искусства и Центра промышленного дизайна в Париже.

Анри Матисс Анри. «Икар». Таблица 8 из серии «Джаз». Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse
Анри Матисс Анри. «Икар». Таблица 8 из серии «Джаз».
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse

Собранная Александром Клячиным обширная коллекция халатов и восточных тканей, особенно бухарских и хорезмских икатов второй половины XIX века, считается одной из самых репрезентативных в мире. Когда-то именно искусство Востока дало европейским художникам импульс к переоценке и расширению диапазона выразительных и смысловых возможностей нефигуративного искусства. 

Василий Кандинский. «Импровизация 20» («Две лошади»). Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Василий Кандинский. «Импровизация 20» («Две лошади»).
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Россия в начале ХХ века была в авангарде этих экспериментов. «На Западе цивилизация, а на Востоке — культура. Теперь нужно бороться против Сезанна, Пикассо и западничества», — полемически заострил свою позицию Михаил Ларионов, как-то раз говоря о развороте на Восток, совершенном им и Наталией Гончаровой. Пушкинский музей своей выставкой возобновляет этот диалог, а композиции из тканей, халатов и абстрактных полотен в экспозиции — еще один пример того, как в последние годы ГМИИ ищет и находит новые формы подачи материала в своих выставках.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Восточный джаз/East West Jazz
1 октября – 15 ноября

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+