18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Пушкинском открылась выставка «Восточный джаз/East West Jazz»

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

Ставя рядом восточное и западное нефигуративное искусство, кураторы показывают сходство, параллели между восточной и западной культурой

Анри Матисс. «Кошмар белого слона». Таблица 4 из серии «Джаз». Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse
Анри Матисс. «Кошмар белого слона». Таблица 4 из серии «Джаз».
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse

Новая выставка ГМИИ им. А.С.Пушкина объединяет красочные восточные халаты и ткани с произведениями европейской абстрактной живописи. Ставя рядом восточное и западное нефигуративное искусство, кураторы выставки — сотрудники ГМИИ Анна Клочкова, Николай Молок, Сурия Садекова и историк искусства, а в прошлом арт-директор французского издания журнала Vogue Патрик Уркад — показывают сходство, параллели между восточной и западной культурой.

Анри Матисс. «Лагуна». Таблица 19 из серии «Джаз». Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse
Анри Матисс. «Лагуна». Таблица 19 из серии «Джаз».
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse

В основе выставки — две частные коллекции. В последнее время показ значимых частных собраний широкой публике — одно из стратегических направлений в деятельности музея. Среднеазиатские халаты и ткани (более 30 образцов) предоставил Александр Клячин, бизнесмен, владелец отеля «Метрополь», член попечительских советов Еврейского музея и центра толерантности и Большого театра. Работы абстракционистов послевоенной поры в экспозиции (среди них произведения Виктора Вазарели, Джима Дайна, Франсуа Морелле, Николя де Сталя, Ханса Хартунга) — из коллекции Жан-Клода Гандюра, швейцарского бизнесмена и основателя нескольких благотворительных фондов.

Анри Матисс. «Метатель ножей». Таблица 15 из серии «Джаз». Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse
Анри Матисс. «Метатель ножей». Таблица 15 из серии «Джаз».
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse

Пушкинский музей дополнил экспозицию работами из собственного собрания: редко показываемой графической серией Анри Матисса «Джаз» и произведениями Василия Кандинского. А произведения Даниеля Бюрена, Александра  Колдера, Джоан Митчелл, Сержа Полякова, Лучо Фонтаны на выставке — из Центра Жоржа Помпиду,  Музея современного искусства и Центра промышленного дизайна в Париже.

Анри Матисс Анри. «Икар». Таблица 8 из серии «Джаз». Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse
Анри Матисс Анри. «Икар». Таблица 8 из серии «Джаз».
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина © Succession H. Matisse

Собранная Александром Клячиным обширная коллекция халатов и восточных тканей, особенно бухарских и хорезмских икатов второй половины XIX века, считается одной из самых репрезентативных в мире. Когда-то именно искусство Востока дало европейским художникам импульс к переоценке и расширению диапазона выразительных и смысловых возможностей нефигуративного искусства. 

Василий Кандинский. «Импровизация 20» («Две лошади»). Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Василий Кандинский. «Импровизация 20» («Две лошади»).
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Россия в начале ХХ века была в авангарде этих экспериментов. «На Западе цивилизация, а на Востоке — культура. Теперь нужно бороться против Сезанна, Пикассо и западничества», — полемически заострил свою позицию Михаил Ларионов, как-то раз говоря о развороте на Восток, совершенном им и Наталией Гончаровой. Пушкинский музей своей выставкой возобновляет этот диалог, а композиции из тканей, халатов и абстрактных полотен в экспозиции — еще один пример того, как в последние годы ГМИИ ищет и находит новые формы подачи материала в своих выставках.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Восточный джаз/East West Jazz
1 октября – 15 ноября

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
Отличаясь утонченным вкусом, супруга Николая I окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства. Многие из них прибыли в Москву из Петергофа, где императрица провела свои самые счастливые годы
01.11.2023
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
3
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
Куратор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге, сооснователь Фонда поддержки и развития современного коллекционирования «Новые коллекционеры», экс-директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала нам о планах далеких и ближайших
01.11.2023
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
4
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
5
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
6
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
7
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+